Зачем ПАСЕ обратила взор на конфликты в постсоветском мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В минувшем апреле в рамках сессии ПАСЕ в ходе заседания её Мониторингового комитета был создан специальный подкомитет по конфликтам между странами – членами Совета Европы (Ad hoc Sub-Committee on Conflicts between Member States of the Council of Europe). 27 мая в Париже состоялось первое заседание подкомитета, а с июня он должен приступить к работе.

Созданный подкомитет, как сообщается на официальном сайте ПАСЕ, будет заниматься «конфликтами, в которых активная вооруженная фаза противостояния подошла к концу, но нет мирного договора, который бы удовлетворял все противостоящие стороны». Инициатором создания подкомитета по конфликтам стал глава Мониторингового комитета ПАСЕ австриец Штефан Шеннах - тот самый, который собирался направить в Крым наблюдательную миссию для исследования там гуманитарной обстановки и ситуации с соблюдением прав человека.

Примечателен перечень «объектов», заинтересовавших новоиспечённый подкомитет: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Северный Кипр, Приднестровье, Крым. Предметом интереса новой структуры может стать и конфликт на востоке Украины – в зависимости от развития там событий.

На первый взгляд, ничего особенного. Деятельность «материнского» Мониторингового комитета ПАСЕ по контролю за исполнением обязательств странами-членами Совета Европы связана в первую очередь с постсоветскими государствами. Заметим, что присутствует на обширном пространстве от Новороссии до Нагорного Карабаха и ОБСЕ. Правда, оценки её деятельности в постсоветской Евразии, мягко говоря, противоречивы. 

«Мы не будем говорить о крупных вопросах в рамках разрешения конфликтов, как другие международные структуры, а будем заниматься более специфическими аспектами этого процесса», – заявил Штефан Шеннах. Что такое «более специфические аспекты», не поясняется. Идея межпарламентского сотрудничества, в том числе с привлечением представителей законодательных структур непризнанных или полупризнанных государств, сейчас набирает в Европе популярность. Возможно, это позволит провести полезные в гуманитарном отношении акции, но вряд ли исчерпает существующие конфликты. Хорошо, если не навредит - ведь опасения на этот счёт имеются. 

Оглядываясь на кризис «Восточного партнёрства», можно предположить, что инициатива Штефана Шеннаха имеет в виду создание механизма, который позволит европейцам держать руку на пульсе происходящего в точках потенциальной напряжённости на постсоветском пространстве, занимаясь при этом загадочными «специфическими аспектами». С помощью подкомитета по замороженным конфликтам ПАСЕ хочет получить в свои руки рычаг влияния, которого сейчас в Страсбурге не имеют, говорит армянский политолог Степан Сафарян. 

К этому следует кое-что добавить. Для Москвы ни о грузино-абхазском, ни о грузино-юго-осетинском конфликтах речь не идёт и идти не может: этот вопрос был закрыт  26 августа 2008 года, и с тех пор Россия выстраивает отношения с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия как с признанными ею самостоятельными субъектами внешнеполитической деятельности. Сухум и Цхинвал участвуют в Женевских консультациях по безопасности в Закавказье, и пока не ясно, чем новообразованный подкомитет по конфликтам между государствами-членами Совета Европы сможет здесь помочь. 

По словам главы Экспертного управления Администрации Президента Абхазии Ираклия Хинтбы, к Абхазии гипотетические рекомендации новой структуры отношения иметь не будут. Абхазия не является членом ПАСЕ, кроме того, деятельность этой организации в отношении республики всегда отличалась враждебностью: «Мы помним, - говорит Ираклий Хинтба, - как ПАСЕ неоднократно требовала от России отозвать признание Абхазии, с какой ангажированностью там оценивали российско-абхазский Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, насколько однобокими и враждебными для нас были их доклады о положении дел в Абхазии». В свою очередь заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян выразил сомнение в жизнеспособности самой идеи. Он напомнил, что однажды по инициативе турецкого министра по делам Евросоюза Мевлюта Чавушоглу подобная структура уже создавалась, однако Армения не приняла в её работе участия, и через несколько лет структура перестала существовать. Подобное может ждать и новый подкомитет.

И уж совсем непонятно, о чем пойдёт речь, когда и если в ПАСЕ станут обсуждать «конфликт в Крыму».  Крым - это субъект Российской Федерации, и любые попытки внешнего влияния на обстановку там без согласования с Россией, которая в работе ПАСЕ не участвует,  неприемлемы и не могут рассматриваться иначе как вмешательство во внутренние дела. Напомним, что предпринятая в начале марта, за 10 дней до крымского референдума, попытка миссии ОБСЕ прорваться на полуостров закончилась неудачей. По словам докладчика по обязательствам Украины перед Советом Европы Жан-Клода Миньона, работа нового подкомитета ПАСЕ по замороженным конфликтам должна соотноситься с опытом ОБСЕ на данном направлении. Весь вопрос в том, как расценивать этот опыт.

Дополнительное же участие ПАСЕ в урегулировании конфликта на Донбассе может дать положительный эффект только в одном случае - если оно будет соответствовать духу и букве Минских соглашений и в полной мере учитывать позицию властей ДНР и ЛНР. 

Наконец, в условиях множества этно-региональных проблем в самой Европе (Бельгия, Испания, Великобритания и т.д.) обострённое внимание к конфликтам на постсоветском пространстве выглядит гипертрофированным. Искренность структур Совета Европы и его Парламентской ассамблеи в вопросах урегулирования конфликтов в Старом Свете под большим сомнением: будь иначе, та же ПАСЕ не оставалась бы безучастной к блокаде Приднестровья, которая длится уже много лет и сейчас ужесточилась. 

Со своей стороны и Россия могла бы учесть имеющийся у европейцев опыт и оживить межпарламентские контакты с непризнанными государствами на Европейском континенте (Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, Донецкая и Луганская народные республики). За исключением Северного Кипра все эти политические образования являются частями российского культурно-исторического пространства, но никак не предметом опеки со стороны ПАСЕ.