Евразийский экономический союз как ядро интеграции СНГ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

29 мая в Казахстане (г. Бурабай) состоялось совещание глав правительств стран СНГ. Участвовали премьер-министры всех стран Содружества, кроме Украины. Основными вопросами, рассмотренными на совещании, стали принятие межгосударственного антикризисного плана и меры по дальнейшему развитию торговых и инвестиционных связей между странами-членами СНГ. Как отметил российский премьер Дмитрий Медведев, тенденции на мировом рынке говорят о том, что страны СНГ, учитывая их экономико-географическую и технологическую взаимозависимость, нуждаются в более высоком уровне координации внутри- и внешнеэкономической политики. При этом странам Содружества, находящимся за рамками Евразийского экономического союза, полезно присмотреться к опыту ЕАЭС по выработке и реализации согласованных экономических решений.

Участники совещания отмечали, что промышленная продукция стран ЕАЭС, как и транспортная, электроэнергетическая сети этого объединения, всё более востребованы другими членами Содружества. Кроме того, введение в действие с 2013 года зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ с участием 11 стран в сочетании с созданием Евразийским экономическим союзом аналогичных зон за пределами постсоветского пространства способствует образованию обширной сферы многостороннего экономического партнёрства. В ближайшее время ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом; дорабатываются аналогичные соглашения ЕАЭС с Китаем, Египтом, Турцией, Индией, Чили, Монголией, Израилем, Лаосом. Рассматривается возможность создания зон свободной торговли с Новой Зеландией, Швейцарией, Исландией.

Уже сама география планируемых ЗСТ, говорящая о сдвиге внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ЕАЭС в целом на Восток, разрушает западнический пропагандистский миф о международной изоляции России.

Как пояснил автору Роберт Абдуллин, президент Международной организации кредиторов, «рынок ЕАЭС всё более привлекателен для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Во-первых, это практически единый рынок, с которым зарубежным партнерам удобнее иметь дело, чем с отдельными странами-участницами. А во-вторых - это отмечалось на недавнем Венском экономическом форуме СНГ и Восточной Европы - российская экономика - «центровая» для СНГ и ЕАЭС - преодолевает кризис более высокими темпами, чем предполагалось ранее. Такая динамика положительно влияет на экономику всего ближнего зарубежья». А этот фактор, считает Р. Абдуллин, стимулирует интерес к долгосрочным экономическим связям и с СНГ, и с ЕАЭС, и между странами этих объединений. 

Схожую оценку совещанию в Бурабае дал и белорусский премьер Андрей Кобяков: «Форум глав правительств стран СНГ показал, что основные усилия этих стран ныне направлены на совместное преодоление негативной фазы в экономике. А один из главных пунктов совместного антикризисного плана - это действия наших макроэкономических ведомств. Которые позволили бы сделать так, чтобы предпринимаемые сторонами шаги по меньшей мере не наносили ущерб своим партнерам».

По расчетам специалистов, совместные интеграционные проекты ЕАЭС и СНГ позволят повысить их совокупный ВВП более чем на 20%. А с учетом образования новых зон свободной торговли совокупный промышленный экспорт стран ЕАЭС увеличится не менее чем на треть; других стран Содружества - на 15-20%. 

В то же время открытие благодаря механизмам ЗСТ рынков Китая, Вьетнама, Египта, Индии, Турции позволит, по имеющимся оценкам, увеличить совокупный экспорт РФ и Белоруссии в означенные страны металлургического оборудования и энергооборудования на 20-25%, оборудования для строительства железных дорог - минимум на треть, средств производства в сфере химической промышленности - на 15-20%. А, например, объем российского экспорта горнодобывающего и геологоразведочного оборудования в Чили, Монголию и Лаос в случае создания зон свободной торговли с этими странами увеличится не менее чем на 20%. 

В то же время российская сторона сможет восполнить возникший в результате западных санкций дефицит некоторых видов оборудования и продовольственной продукции импортом в режиме свободной торговли из указанных стран, а также из Швейцарии, Исландии, Новой Зеландии. Причем сделать это можно будет по менее высоким ценам, чем цены на продукцию стран-участниц антироссийских санкций. Скажем, ввоз рыбоперерабатывающего оборудования и рыбопродуктов из Исландии обойдётся на 15-20% дешевле; продукции станко-, машино- и приборостроения из Швейцарии - дешевле на 13-17%; оборудования для агропромышленного комплекса из Новой Зеландии - минимум на 15%. 

Важным итогом совещания в Бурабае стало то, что этот форум показал: Евразийский экономический союз имеет реальные шансы стать ядром экономической интеграции постсоветского мира.