Перейти к основному содержанию

Швейцарские исследователи коррупции вынесли приговор Украине (II)

Выводы экспертов Института глобальных исследований Женевского университета относительно роли Евросоюза в происходящем на Украине и последствий европейской вовлечённости в украинские дела для ЕС поистине убийственны. Швейцарские исследователи заявляют, что «Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики Евросоюза после Югославии»...

Часть I

Выводы экспертов Института глобальных исследований Женевского университета относительно роли Евросоюза в происходящем на Украине и последствий европейской вовлечённости в украинские дела для ЕС поистине убийственны. Швейцарские исследователи заявляют, что «Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики Евросоюза после Югославии».

Цитируем доклад Института глобальных исследований: «Положительное влияние политики интеграции с ЕС весьма сомнительно: хотя она уже отработана в некоторых странах, она была катастрофической в таких странах, как Румыния и Болгария. Хотя ЕС всегда играл стабилизирующую роль во всех этих странах, в напряжённой экономической ситуации в нестабильных странах во многих случаях он может сильно дестабилизировать социальную и политическую структуру. Мы должны также заметить, что Украина может считаться вторым крупным провалом внешней политики ЕС после Югославии, потому что Союз был не в состоянии помешать войне». Дело в том, что «демократия не может быть навязана извне», и попытки навязать её способны «привести целые географические зоны с огромным населением к катастрофе войны, ненависти и жестокости, разрушая тонкую оболочку цивилизации, строившуюся человечеством веками».

Не исключено, что «Украина может стать Немезидой Европы», возмездием за нарушение общественных и моральных норм. И это касается не только страхов перед резким ростом конкуренции на европейском рынке труда из-за возможного наплыва украинских гастарбайтеров. «Как это случилось с интеграцией восточноевропейских стран (в том числе Польши), массовая миграция в сторону Западной Европы создала огромные проблемы не только в плане экспорта преступности, но и в плане «политического механизма» и недобросовестной конкуренции на рынках труда».

В случае с Украиной опасение европейцев гораздо серьёзнее, чем в случае с Болгарией или Румынией. Они боятся, что Киев, опираясь на грузинский опыт борьбы с организованной преступностью, вынудит украинские ОПГ переместить свои базы в «ядро Евросоюза», попросту колонизовав наиболее благополучные европейские страны. «Данная ситуация является более опасной для Европы, чем для украинцев. Конечно, украинское население страдает от лишений, насилия, коррупции и произвола, царящего в сельской местности, пригородах и т. д. Это вынуждает многих украинцев покидать свою страну, и некоторые из них приносят в своём багаже в ЕС ухищрения и ноу-хау в области преступной деятельности. Поток новых уголовников, который хлынет на организованные незаконные рынки, заставит существующие в ЕС преступные группы перераспределить долю пирога. Если это приведёт к увеличению потенциала организованных преступных групп в ЕС (украинцы могут привнести много нового: оружие, кадры, коррупционные схемы, навыки в области экономической преступности), там снова начнут происходить уже забытые трагедии и убийства, которыми сопровождаются локальные войны мафии».

Любопытен и вывод швейцарских экспертов, касающийся роли европейской пропаганды в отношении событий на Украине: «Военные действия усугубляют информационную и пропагандистскую войну. Официальные СМИ, Интернет и частные средства массовой информации не только на Украине, но и в ЕС, с одной стороны, в России - с другой, фиксируют внимание на борьбе… В то же время информационная война… поставила под сомнение легитимность самих институтов ЕС в данном вопросе, их независимость, их качество, их возможность доносить своим клиентам достоверную информацию с интеллектуальными комментариями и анализом».

* * *

Немало внимания уделяют эксперты Института глобальных исследований рекомендациям в отношении того, как быть с Украиной дальше, поскольку происходящее в этой стране всё больше напоминает бывшую Югославию. Соответственно, и возможные последствия политики Евросоюза в отношении Украины мало отличаются от югославских: «ЕС не должен повторить ошибки, допущенные на Балканах... У нас уже более 15 лет опыта анализа результатов той катастрофической политики: расширение коррупции, неизменно высокий уровень безработицы, экологические катастрофы и создание мафиозного государства или закрытых экстремистских сообществ, бурно развивающаяся незаконная торговля людьми, почти неразвивающаяся инфраструктура и страдания образованной части населения».

Выводы швейцарских исследователей, касающиеся будущего Украины и в том числе существующего там политического режима, шокируют: «Нынешние институты вообще не эффективны… Мы видели, как в начале марта 2015 года, после подписания Минских соглашений демонстративный отвод тяжёлых вооружений от линии прекращения огня почти сразу зажёг в Киеве другой огонь: полемика, споры, драки и т. д. Налицо все признаки соскальзывания Украины в будущем к более авторитарному государству, которое, чтобы избежать полного хаоса, должно будет контролировать правящие ныне в стране силы, включая организованные преступные группировки. Это приведёт или к тоталитаризму советского типа, или к крайнему национализму. В настоящее время кажется, что не без помощи некоторых стран-членов Европейского cоюза второй вариант более вероятен, чем первый».

Соскальзывание Украины к государству неонацистского образца, разумеется, обставляется всевозможными демократическими процедурами, но эти декорации ничего не меняют: «Шаги украинского государства к легитимности на основе выборов не более успешны, чем лечение запущенного рака медицинским пластырем», - констатируют швейцарские исследователи. И эти шаги в условиях гражданской войны «делают перспективу возможных исходов для Украины ещё более сложной, неопределённой и тёмной».

Категоричен вывод авторов доклада в отношении перспектив унитарной Украины: «Похоже, что в среднесрочной перспективе Украина никогда не будет способна стать централизованным государством. Государственные институты должны оставить больше пространства для регионов и создать настоящую федерацию, как в Германии, США или Швейцарии». Однако даже федеративная Украина не рассматривается авторами доклада как вариант решения всех проблем: «Мы не видим приемлемого будущего для Украины, - пишут они. - Даже если страна разделится, проблемы останутся те же: как создать жизнеспособную основу благополучия населения».

Впрочем, вопросы будущего Украины, раздираемой гражданской войной и вскормившей нацизм, решаются отнюдь не на Украине. Швейцарские исследователи не скрывают этого: «Как нам напомнили в феврале 2015, - говорят они, - будущее Украины мало зависит от украинцев».

Оцените статью
0.0