Перейти к основному содержанию

Выборы в Турции и энергобезопасность Европы

Состоявшиеся 7 июня в Турции парламентские выборы создали в стране новую политическую ситуацию... 41% голосов правящей Партии справедливости и развития даёт ей почти двукратное преимущество в парламенте перед занявшей второе место Народно-республиканской партией Кемаля Кылычдароглу... Смена кабинета в Турции вряд ли повлияет на курс Анкары: во-первых, прочны в целом позиции президента Эрдогана, во-вторых, интересы страны диктуют ей необходимость многовекторной внешней политики, одним из векторов которой, что бы ни думали об этом американские союзники Турции, является Россия...

Состоявшиеся 7 июня в Турции парламентские выборы создали в стране новую политическую ситуацию. Победа Партии справедливости и развития (ПСР), на которую опирается президент Реджеп Тайип Эрдоган, оказалась не столь убедительной, как рассчитывали ее лидеры. Если сложить голоса, набранные оппозиционными Народно-республиканской партией, Партией национального действия и курдской Народно-демократической партией, то их с лихвой хватит для образования правящей коалиции. Однако в силу противоречий между турецкими националистами и курдами их объединение маловероятно. Вместе с тем почти 41% голосов правящей Партии справедливости и развития даёт ей почти двукратное преимущество в парламенте перед занявшей второе место Народно-республиканской партией Кемаля Кылычдароглу. Так что списывать со счетов признанного мастера внутриполитического маневрирования и многоходовых внешнеполитических комбинаций Эрдогана явно рано. Пока правительство Ахмета Давутоглу (нынешнего лидера Партии справедливости и развития) подало в отставку, а президент Эрдоган поблагодарил Давутоглу и попросил его исполнять обязанности премьер-министра до формирования нового кабинета.

Перед выборами люксембургский Центр международного стратегического анализа (ISA), тесно связанный с американским политическим истеблишментом, опубликовал доклад, в котором говорится, что Турция стоит сегодня перед «мириадами вызовов вдоль ее границ», а в чём она не нуждается – так это «в слабом и расколотом правительстве».

Оценка справедливая. Смена кабинета в Турции вряд ли повлияет на курс Анкары: во-первых, прочны в целом позиции президента Эрдогана, во-вторых, интересы страны диктуют ей необходимость многовекторной внешней политики, одним из векторов которой, что бы ни думали об этом американские союзники Турции, является Россия. 

В ближайшее время особое внимание будет приковано к проекту «Турецкий поток». Как показала проходившая 9 июня в Москве пресс-конференция руководства ОАО «Газпром» на тему «Экспорт и повышение надежности поставок газа в Европу», беспокоиться за реализацию договоренностей оснований нет - вне зависимости от личности нового (старого?) главы турецкого правительства. В российской компании уверены, подчеркнул заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев, в «отсутствии рисков» по строительству «Турецкого потока». По словам Медведева, концерн уже подписал соглашение с частными импортерами газа Турции, коммерческое же соглашение с турецкой компанией Botas Petroleum Pipeline Corporation и межправительственное соглашение с Турцией могут быть подписаны до конца июня 2015 года.

Турция наряду с Германией принадлежит к числу крупнейших потребителей российского газа. В 2014 году по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу в Турцию было поставлено 27,3 млрд кубометров газа. Германия за этот же период купила у России 40,3 млрд кубометров. Далее идут Италия (21,7), Великобритания (15,5) и Франция (7,6).

Для того чтобы подключиться к российско-турецкой газотранспортной инфраструктуре, у европейских потребителей есть время до конца 2019 года. Александр Медведев от имени «Газпрома» вновь подтвердил, что после истечения в 2019 году действующего соглашения о транзите российского газа в Европу через территорию Украины, европейские потребители смогут получать его по трем маршрутам. Первый – это «Северный поток», чьи пропускные мощности сейчас используются наполовину из-за дискриминационной (по отношению к своим же потребителям) позиции Европейской комиссии. Второй путь – через Белоруссию (эта труба уже загружена до предела). И, наконец, «Турецкий поток». Согласно оценкам экспертов, потребности Европы (без Турции) в российском газе могут достичь вскоре порядка 80-100 млрд кубометров в год. С таким учётом и разработаны пропускные возможности «Турецкого потока». К поставкам в Европу могут быть подключены три из четырех ниток этого газопровода общей мощностью порядка 47 млрд кубометров газа в год.

Однако есть проблема: предложив всем играть по правилам Третьего энергетического пакета ЕС, Брюссель был вынужден взять на себя строительство соответствующих газотранспортных мощностей от будущего хаба на греческо-турецкой границе. В случае с «Южным потоком» значительная часть расходов по транспортировке пала бы на «Газпром». Теперь же вопросы транспортировки газа предстоит решать самим европейцам – и это в условиях, когда национальные бюджеты, антикризисные фонды ЕС и другие источники обмелели. 

В сложившейся ситуации немало зависит от позиции государств Центральной и Юго-Восточной Европы. На центральноевропейском рынке 70% потребляемого российского газа приходится на долю трех государств – Польши, Венгрии и Словакии. Именно по ним больнее всего бьют антироссийские политические игры Брюсселя.

А дальше в списке главных потребителей российского газа идут Болгария и Сербия, которые, похоже, так запутались в своей геополитической ориентации, что рискуют остаться вообще без газа.

Повторяем: во внешнеполитическом плане приоритеты Анкары, несмотря на смену кабинета, вряд ли претерпят существенные изменения. И европейским горячим головам не стоит рассчитывать на появление трещин в российско-турецком энергетическом партнерстве. Им лучше прислушаться к тем резонам, которые приводит чешское издание Parlamentnilisty.cz. Цитируем: «G7 превращается в основную идеологическую базу западного мира в его борьбе против России и ее союзников из стран формирующегося политического Востока (то есть стран БРИКС). Ясно, что сегодня без военно-политического тандема Россия-Китай, которому Запад дал жизнь по собственной глупости, невозможно решить ни один серьезный международный вопрос. И пока члены клуба G7 будут один за другим произносить воинственные речи против России, а Обама и компания будут призывать ужесточить санкции против России и разместить ракеты на европейском континенте, будут продолжаться демонстрации не только против войны, но и против этого объединения, которое в глазах протестующих - да и всех разумных людей - выглядит нежелательным»...

Оцените статью
0.0