Перейти к основному содержанию

Встреча в верхах лидеров Африканского союза. Размышления в кулуарах

На протяжении целой недели, с 7 по 15 июня, в Йоханнесбурге проходил саммит Африканского союза (АС). Это была одна из самых продуктивных встреч руководителей стран Африки за последние годы. Сделан значительный шаг вперёд в деле экономической интеграции континента, что приближает Африку к превращению в единый субъект международных отношений... Однако есть немало вопросов, вызывающих у африканских лидеров острые споры. Одним из таких вопросов стала реформа Совета Безопасности ООН...

На протяжении целой недели, с 7 по 15 июня, в Йоханнесбурге проходил саммит Африканского союза (АС). Это была одна из самых продуктивных встреч руководителей стран Африки за последние годы. Сделан значительный шаг вперёд в деле экономической интеграции континента, что приближает Африку к превращению в единый субъект международных отношений. 

Главное внимание было уделено выполнению Программы действий АС до 2063 года (1). Программа предусматривает развитие Африки по всем направлениям, но приоритет отдаётся достижению экономической независимости. Скачок в экономическом развитии стран АС в последнее время не заметить нельзя. 

Одновременно с саммитом АС прошёл ряд других встреч в верхах. Особо следует отметить встречу глав государств-участников Программы НЕПАД. (2) «Новое партнёрство по развитию Африки» – программа, которую часто называют «Программой африканского ренессанса». Она была разработана южноафриканским правительством под руководством прежнего президента ЮАР Табо Мбеки и представлена в качестве плана социально-экономического и культурного возрождения Африки. Смещение президента Т.Мбеки (главную роль в этом играли внешние силы) во многом было связано именно с этим планом. Южная Африка курирует в НЕПАД «Коридор Юг - Север», проходящий через двенадцать стран Чёрного континента (Танзания, Конго, Малави, ЮАР, Зимбабве, Замбия, Ботсвана, Мозамбик, Кения, Эфиопия, Судан, Египет), а экономические проекты коридора включают строительство железных дорог, мостов, портов, объектов энергетики…

Следует отметить ещё один саммит – встречу глав государств трёх международных организаций Африки: Южно-Африканского сообщества развития (САДК), Восточно-Африканского сообщества (ЕАС) и Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). На этой встрече был подписан Трёхсторонний договор о создании зоны свободной торговли между странами-членами этих организаций. Соглашение затронет почти три десятка стран с населением в 625 миллионов человек с совокупным ВВП в 1,6 триллиона долларов. Договор станет ещё одним шагом в развитии внутриафриканской торговли, а значит, к формированию Африки как единого экономического субъекта. Переговоры о создании Трёхстороннего договора длились четыре года. И сейчас, на июньском саммите Африканского союза, был дан старт переговорам о заключении уже Всеафриканского договора о свободной торговле. Объявлено также о готовности стран Африки к созданию единого авиационного рынка. (3). Тенденция к обретению Африкой экономической самостоятельности была особо выделена в заявлении президента Кении Ухуру Кениатты, который на заседании Африканского союза призвал страны-члены АС полностью отказаться от внешней помощи. 

Однако есть немало вопросов, вызывающих у африканских лидеров острые споры. Одним из таких вопросов стала реформа Совета Безопасности ООН. В 2005 году Африканский союз достиг общего решения (4) по этому вопросу, что было закреплено в документе под названием «Консенсус Эзелвини» (5), который предусматривает, что Африка согласится на реформу ООН только в том случае, если ей будет предоставлено два постоянных места в Совете и пять непостоянных мест. Предполагалось, что два постоянных места в Совбезе должны занять Южная Африка и Нигерия. Однако на июньском саммите АС, как сообщают некоторые источники, президент Зимбабве Роберт Мугабе резко выступил против этих двух кандидатур. Он заявил, что Зимбабве никогда не согласится на то, чтобы Африку представляли две страны, которые в 2011 году голосовали за Резолюцию СБ ООН № 1973 против Ливии. Р.Мугабе заявил, что доверия к этим странам как представляющим Африку больше нет. (6) 

Немало вопросов ставит и давнее решение Африканского союза о непризнании правительств, пришедших к власти неконституционным путём. Главная проблема заключается в том, что если в одних случаях неконституционные режимы подвергаются дружному остракизму, то в других случаях «мировое сообщество» закрывает глаза на самые грубые перевороты. Так, например, тихий переворот в Мавритании 2012 года вызвал бурю возмущения и приостановление членства страны в АС. А кровавый переворот в Кот-д’Ивуаре, когда нынешний президент А.Уаттара пришёл к власти с помощью французских войск, разрушивших президентский дворец, не вызвал никаких возражений. Лицемерие в обращении с принципом конституционности власти доходит порой до абсурда. Например, в Бурунди Конституционный суд постановил, что нынешний президент страны П.Нкурунзиза имеет право переизбираться в третий раз. Это вполне конституционное решение почему-то вызвало шквал негодования и в аппарате АС, и в странах-членах, что выглядит откровенным вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Наконец, стоит отметить и главный международный скандал состоявшегося саммита, связанный с приездом на заседания АС президента Судана Омара аль-Башира, в отношении которого Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест ещё в 2009 году. С тех пор все страны, которые разрешают аль-Баширу въезд на свою территорию, подвергаются атакам со стороны МУС. И вот настал черёд ЮАР. Как всегда в таких случаях, подсуетились местные неправительственные организации, по инициативе которых был подан иск с требованием приказать (?) правительству ЮАР арестовать президента Судана. Заседание суда продолжалось всего несколько часов, и суд постановил удовлетворить иск истца. Этот беспрецедентный шаг говорит о том, что в Южной Африке созданы надёжные механизмы для распространения на неё режима глобального управления. Никаких юридических оснований для ареста президента Судана у суда не было. Все разговоры о том, что ЮАР «обязана сотрудничать» с МУС, - пустое сотрясение воздуха, так как даже начинающий юрист знает, что термины «сотрудничество» и «арест» не являются синонимами. Ясно и то, что судьи понимали всю абсурдность своего решения, так как арест даже обычного подозреваемого по требованию зарубежных или международных судебных органов не производится автоматически. Сначала власти государства проверяют все обстоятельства дела, и только затем принимается решение о выдаче (либо об отказе в выдаче) того или иного лица. Однако местные правозащитники заполонили все каналы телевидения в ЮАР, а суд оказался настолько растерянным, что, отдав приказ об аресте президента суверенного государства, заявил, что юридическое обоснование этого решения он представит… на следующей неделе. 

Следует отдать должное правительству ЮАР: оно обеспечило выполнение своих настоящих, а не мнимых международных обязательств, в числе которых – уважение иммунитета главы зарубежного государства, приглашённого для участия в работе международной организации. Президент Судана аль-Башир вылетел из страны за час до объявления решения суда о его аресте. 

В целом Йоханнесбургский саммит Африканского союза показал, что, несмотря на достаточно серьёзные противоречия внутри АС и давление со стороны Запада, континентальная международная организация продвигается по пути интеграции стран-членов в деле завоевания ими экономической независимости. Можно не сомневаться, что это приведёт к дальнейшему давлению на африканские страны по всем фронтам. Впереди у Африки не менее сложная борьба, чем та, какой сопровождалось завоевание политической независимости.

Йоханнесбург, Южная Африка

14-15 июня 2015 г.

(2) См. Официальный сайт Программы НЕПАД в Интернете. 
(3) Africa ready for a single airline market // http://www.sanews.gov.za/south-africa/africa-ready-single-airline-marke…;
(4) В составе СБ ООН из 15 членов лишь 3 государства представляют Африку, причём речь идёт о непостоянных местах, сменяемых каждые два года. В то же время до 80% вопросов повестки дня Совбеза – это проблемы Африки. В отдельных случаях два из трёх мест в СБ ООН занимали страны Арабского мира, в том числе такие, которые, находясь на Африканском континенте, не входят в Африканский союз (Марокко).
(5) The Common African Position On The Proposed Reform Of The United Nations: «The Ezulwini Consensus» 
(6) Mugabe blasts SA and Nigeria [ANA] // The New Age (Johannesburg, South Africa), 2015, June 15, p.2.
Оцените статью
0.0