Перейти к основному содержанию

Испания: партия Podemos в прицеле спецслужб США

На 7-м этаже массивного корпуса посольства США в Мадриде находится резидентура ЦРУ. Более полувека с этой площадки ведётся активная разведывательная работа. Её целью является не только сбор секретной информации о внутренней и внешней политике Испании. Ежедневно решаются деликатные задачи широкого спектра, связанные с обеспечением стратегических интересов США в стране. Резидентура нацелена на превентивные операции по нейтрализации потенциально враждебных Соединённым Штатам организаций и политиков...

На 7-м этаже массивного корпуса посольства США в Мадриде находится резидентура ЦРУ. Более полувека с этой площадки ведётся активная разведывательная работа. Её целью является не только сбор секретной информации о внутренней и внешней политике Испании. Ежедневно решаются деликатные задачи широкого спектра, связанные с обеспечением стратегических интересов США в стране. Резидентура нацелена на превентивные операции по нейтрализации потенциально враждебных Соединённым Штатам организаций и политиков. 

Испанию с полным основанием считают одним из слабых звеньев Евросоюза. Череда коррупционных скандалов подорвала доверие к правительству Мариано Рахоя. Антинародная политика жёсткой экономии резко обострила ситуацию в стране: выросла безработица, особенно среди молодёжи, была урезана зарплата госслужащих, сокращены социальные расходы, деградировали образование и здравоохранение. Многие люди были выброшены на улицу, поскольку не смогли оплачивать аренду и коммунальные услуги. Телерепортажи о принудительном выселении влияют на умонастроение испанских избирателей сильнее любой оппозиционной пропаганды. Крепнет сознание того, что страна нуждается в новом лидерстве, в новом политическом курсе.

Слежка за леворадикальными молодыми политиками в Испании началась задолго до объединения возглавляемых ими групп и организаций в партию Podemos («Мы можем»). На всех этапах процесс контролировался через агентуру, электронную прослушку, социальные сети. Оперативные досье пополнялись данными на университетских преподавателей и студентов, политических и социальных активистов, представителей творческой интеллигенции, сочувствующих журналистов. Документировался каждый шаг ключевых деятелей проекта - Пабло Иглесиаса, Хуана Карлоса Монедеро, Иньиго Эрихона.

Озабоченность американских и испанских силовых структур вызывают контакты молодых оппозиционеров с представителями популистских режимов в Латинской Америке – венесуэльцами, эквадорцами, никарагуанцами, боливийцами. С неменьшей тревогой воспринимались поездки активистов Podemos в Бразилию, Аргентину и на Кубу. Особое подозрение вызывал Хуан Монедеро, который в 2005-2010 гг. был советником президента Уго Чавеса по финансово-экономическим вопросам и оказывал экспертную помощь Министерству планирования и Международному центру им. Миранды по подготовке кадров. Монедеро консультировал также правительства Венесуэлы, Боливии, Эквадора и Никарагуа по вопросам налаживания безналичных взаиморасчетов в региональной торговле. 

Выход в феврале 2014 года партии Podemos на испанскую политическую арену сопровождался усилением негласной работы спецслужб по выявлению возможного компромата на активистов Podemos и партийного лидера Пабло Иглесиаса. Для объектов слежки нет никакого секрета в том, что они находятся под неусыпным контролем ЦРУ и Агентства национальной безопасности США (NSA). Не остаётся в стороне и Национальный разведывательный центр Испании (CNI), руководство которого оценивает деятельность Podemos в негативном свете. Причина понятна: казавшаяся стабильной двухпартийная система уходит в прошлое, появление новой политической силы создаёт проблемы. 

Всеобщие выборы пройдут в Испании в конце 2015 года и, по прогнозам, существенно изменят расстановку политических сил в стране. Правоцентристская Народная партия (Partido Popular – PP) и левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE) могут утратить доминирующие позиции. Популярность партии Podemos была подтверждена на прошедших 24 мая выборах в местные органы власти. Достаточно сказать, что мэрию Мадрида, где традиционно правили ставленники РР, возглавила Мануэла Кармена, активистка движения протеста, а в Барселоне мэром стала Ада Колау, выступающая за реальные, а не косметические реформы. Сотни новых мэров говорят о необходимости борьбы против экономического неравенства, за социальную справедливость, вовлечение народа в управление страной. 

Пабло Иглесиас побывал на церемонии введения в должность нового мэра Мадрида и призвал соотечественников и сторонников Podemos не останавливаться на достигнутом, продолжить борьбу за перемены и на генеральных выборах нанести поражение Народной партии Мариано Рахоя.

Успехи Podemos были несколько омрачены выходом из партии Хуана Монедеро. В январе 2015 года Мадридский университет Комплутенсе и Министерство финансов, как по команде, начали расследование законности получения политиком значительных сумм от правительств стран-членов ALBA. Одновременно в реакционной газете «Эль Паис» появилась публикация, в которой Монедеро обвинялся в «фальсификации» большей части своего послужного академического списка. Вброс компромата осуществлён не без участия спецслужб США. Достаточно отметить, что газета Diario Las Americas (издаётся в Майами), используемая ЦРУ для распространения «активок», опубликовала интервью с бывшим премьером Испании Хосе Аснаром, который обвинил Podemos в том, что она финансируется из Венесуэлы: «Podemos - это политическое движение, которое защищает абсолютно авторитарные модели и популистские постулаты». Партия подала судебный иск за клевету и оскорбление. После шумихи в СМИ вопрос с «подрывным финансированием от Уго Чавеса» благополучно разъяснился, газета «Эль Паис» принесла извинения, но Монедеро счёл необходимым покинуть ряды Podemos. Предстоящая предвыборная борьба обещает быть напряжённой, и его прежняя близость к латиноамериканским популистам, а также приверженность марксизму наверняка будут использованы политическими оппонентами.

В последнее время Podemos избегает эпатирующих политических формулировок. Сейчас её умеренно-центристская предвыборная программа ориентирована на широкие слои избирателей. Никаких упоминаний о планах по упразднению испанской монархии, о предоставлении регионам права на отделение от Испании, о национализации ключевых отраслей промышленности и банков, изъятии без выкупа излишков жилой площади у владельцев и передаче их бездомным. Сам Пабло Иглесиас заявляет о приверженности социал-демократическим идеалам и шведской модели социализма. Он даже рассказал о предыстории возникновения названия партии Podemos. Якобы оно заимствовано у Барака Обамы, который вёл борьбу за президентский пост в 2008 году под девизом «Yes, we can!» (Да, мы можем!). 

Однако в Вашингтоне недоверие к Podemos только крепнет. В информации, поступающей от спецслужб, подчёркивается, что партия намерена использовать опыт венесуэльских популистов по «завоеванию гегемонии» в стране. Сейчас задача-минимум для Podemos - победа на выборах. Якобы только потом Пабло Иглесиас и его команда предпримут шаги по захвату реальных властных полномочий. Такое заострение американцами планов Иглесиаса призвано оправдать масштабность комплексных разведывательных мер в отношении партии Podemos. Достаточно сравнить список сотрудников посольства США в Мадриде пятилетней давности с нынешним (они публикуются МИД Испании), чтобы убедиться: численность резидентуры ЦРУ, действующей под крышей политического отдела посольства, выросла как минимум втрое. 

Вопрос о том, обладают ли американские спецслужбы в Испании достаточным потенциалом для «корректировки» результата предстоящих выборов, остаётся пока открытым. В Мексике в ходе минувшей избирательной кампании определённым преимуществом обладал умеренный популист Лопес Обрадор, но кандидатом Вашингтона был Пенья Ньето. С помощью манипуляций за кулисами выборов он и стал очередным управляемым мексиканским президентом. 

Глава Национального разведывательного центра Испании (CNI) Феликс Санс Рольдан в ходе закрытых слушаний в парламенте заявил, что «испытывает беспокойство» по поводу операций американских спецслужб в стране, в частности Агентства национальной безопасности США. «Они руководствуются своими собственными законами», - сказал Рольдан. Упомянул он и о негласной деятельности в Испании сотрудников секретных служб «союзных стран». За последние годы из Испании было выслано девять таких агентов. Уточнять, каких именно стран, Рольдан не стал, но, судя по независимым источникам, речь идёт о Соединённых Штатах и Израиле. Количество таких нелегалов в Испании измеряется трехзначной цифрой. 

В МИД приглашался американский посол Джеймс Костос, позже - временный поверенный Луис Морено, чтобы получить разъяснения по поводу осуществляемой NSA незаконной прослушки, контроля над обменом сообщениями в Интернете, в том числе в социальных сетях. Робкие попытки испанских властей хоть как-то нормализовать поведение спецслужб США в стране результата не дают. 

Создаётся впечатление, что правительство Рахоя в некоторых случаях не столь категорично оценивает работу иностранных разведок против испанских граждан на территории страны, как это пытался представить глава CNI Рольдан. Обозреватели не исключают, что участие лидера Podemos в президентских выборах может быть сорвано с помощью масштабной провокации спецслужб США. 

Оцените статью
0.0