Перейти к основному содержанию

О продовольственной безопасности России

Решение Евросоюза, а также Австралии о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года и продление российской стороной действия эмбарго на ввоз почти всего ассортимента  продовольствия из участвующих в антироссийских санкциях стран открывают дополнительные возможности комплексного  продовольственного импортозамещения в России. «Своим решением продлить санкции на полгода Евросоюз формирует «тепличные условия» для развития российского АПК», - говорит министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв...

Решение Евросоюза, а также Австралии о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года и продление российской стороной действия эмбарго на ввоз почти всего ассортимента  продовольствия из участвующих в антироссийских санкциях стран открывают дополнительные возможности комплексного  продовольственного импортозамещения в России. «Своим решением продлить санкции на полгода Евросоюз формирует «тепличные условия» для развития российского АПК», - говорит министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв. 

Примерно до 2013 года  доля продовольствия, включая  сельхозсырье, импортируемого из дальнего зарубежья, превышала на российском  рынке 35%. А по мясной и молочной продукции достигала почти 45%. В объеме используемых  АПК-технологий (включая сельхозмашиностроение, средства агрохимии, семенной  фонд)  доля ввоза из дальнего зарубежья составляла  почти 30%, в том числе по семенному  фонду превышала 75%. Сложившаяся международная обстановка заставляет вспомнить, что до 80% всех названных секторов  импорта приходилось на страны-члены блока НАТО и Австралию.

Вместе с тем доля российского рынка в совокупном экспорте готового продовольствия и сельхозсырья из означенных стран с начала 90-х превышала 25%. То есть этим странам есть что терять в России. К настоящему времени  убытки западных компаний от контрсанкций РФ, действующих с августа 2014 года,  превысили, по некоторым оценкам, 120  млрд. евро.  Потому западные агрокорпорации используют сегодня любые лазейки  для продолжения продовольственного экспорта в РФ. По данным региональных управлений Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора, продолжается реэкспорт через страны, не участвующие в санкциях, или через Белоруссию и Казахстан, состоящие в общем таможенном пространстве с Российской Федерацией. В нарушение российского эмбарго не прекращается реэкспорт через зарубежные территории западных стран (например, зарубежные территории Англии, Франции, Испании, Голландии, США, Дании), большинство из которых не входят в состав единой таможенной территории с метрополиями... 

Политика импортозамещения в российском агропромышленном комплексе и состояние продовольственной безопасности России сегодня теснейшим образом связаны. 

К настоящему  времени западный  продовольственный импорт в РФ замещён почти на 70%. Доля в этом объеме замещения (принимаемом за 100%) российской  продукции достигает 60%, "внесанкционных" стран, включая страны СНГ, - 40%. Однако замещение импорта в сфере АПК-технологий, связанное с большей капиталоемкостью, требует значительно большего времени. По экспертным расчетам,  совокупный объем господдержки и инвестиций для того, чтобы заменить до 70% объема импорта западных АПК-технологий отечественными аналогами, должен быть минимум удвоен по сравнению с уровнем середины текущего года.

Речь, как считают специалисты,  должна идти о системных цепочках в развитии продовольственного импортозамещения. Имеется в виду связка «технологическая база производства сырья - его комплексная переработка - эффективное товаропродвижение». Подобная практика уже сложилась или складывается  в ряде регионов РФ – в Белгородской, Воронежской, Ростовской, Тамбовской  областях, Татарстане, Краснодарском крае, Ставрополье (мясное и молочное животноводство с глубокой переработкой этого сырья,  семеноводство, сырьё- и почвосберегающие  продукты машиностроения и других  агропромтехнологий), в Архангельской области, на Ямале (производство рыбопродукции, рыбоперерабатывающие технологии, развитие рыбокормовой базы). 

В этой области существует богатейший мировой опыт – к услугам тех, кто захочет им воспользоваться. Именно по пути создания таких системных цепочек развивалось комплексное продовольственное импортозамещение в 70-х - 80-х гг. в Китае, в новых индустриальных странах Восточной Азии,  в Ираке, Ливии; в 90-х - начале 2000-х годов - во Вьетнаме, Иране, Чили, Бразилии. В первой половине ХХ века -  в Северной Америке, Скандинавии, Австралии, Новой Зеландии; несколько позднее -  в  Японии, ЮАР, Израиле, Саудовской Аравии, Кувейте, Албании, Южной  Родезии. 

При создании производственных цепочек подобного рода все означенные страны обычно прибегали к сотрудничеству со странами и компаниями, не участвовавшими в политическом на них давлении. Как правило, сначала это были чисто иностранные технологии и/или инвестиции, затем - совместные с различной долей участия  сторон. То есть курс на импортозамещение встраивался в международное разделение труда с учетом ограничивающих экономическое сотрудничество  внешнеполитических факторов.

По имеющимся оценкам, системные цепочки в развитии продовольственного импортозамещения могут быть внедрены в РФ  в плодо- и овощеводстве за 2 - 4 года, в животноводческом и рыбном комплексах  в течение 3 - 7 лет, в пищевой промышленности  в течение 4 - 8 лет. Требуются лишь надлежащий уровень комплексной государственной поддержки и защита производителей от незаконного реэкспорта.

Как говорит президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде, участвовавший 26 мая в закрытой встрече Сергея Лаврова с представителями французского бизнес-сообщества в Москве, «ненормально, что Россия импортирует, например,  яблоки, курицу или мясо. Инвестиции в АПК РФ могли бы стать настоящей возможностью для реализации сельскохозяйственного потенциала России». И нельзя не согласиться!

Оцените статью
0.0