Перейти к основному содержанию

Зачем самочинные церкви на Украине сгоняют в одну «поместную» (II)

Сегодня уместно напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им шесть лет назад, во время архипастырского визита в Киев 28 июля 2009 года: «Сегодня мы чтим память Святого Владимира, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал основанию нашей Поместной церкви, которая уже 2000 лет существует... Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве, но это Патриарх Московский и всея Руси... И здесь нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, здесь есть ясная православная эклезиология: Патриарх – это отец для всех вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане». С этим мы и подходим к торжествам, посвященным 1000-летию успения Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. 

Часть I

Представитель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич отозвался о возможности превращения двух неканонических структур в одну каноническую дипломатично, но сугубо скептически: «Ведь там не будет нашей Церкви. УПЦ КП и УАПЦ – церкви, непризнанные мировым Православием. Некоторые их представители говорят, что в случае объединения их признает Константинопольский патриархат. Но это невозможно». Действительно, невозможно. Однако у «филаретовцев» и самосвятов – свои резоны: им пообещали. 

И вот 9 июля во время второго совместного заседания объединительных комиссий «КП» и «УАПЦ» разразился скандал… Один из «филаретовцев», страстно ратующий за объединение двух расколов, сообщил в сетях: «УАПЦ развернулась на 180 градусов и полностью отреклась от всех интеграционных договоренностей с УПЦ Киевского Патриархата, причем не устных, а письменно зафиксированных! Шокировала всех, кто просто наблюдал за процессом, и тех, кто принимал в нем участие…»

Что же произошло? На встрече выяснилось, что верхушка «УАПЦ» отвергла ряд ранее согласованных с «КП» положений. Малочисленная и маловлиятельная «УАПЦ» пожелала объединяться со сторонниками Денисенко на равных, чтобы делегатов на «объединительном соборе» было поровну. Зашёл спор и о том, кто возглавит новую структуру. Уступать Филарету в «УАПЦ», как выяснилось, не намерены. В «киевском патриархате» вознегодовали, посчитав, что объединение на принципах равенства «несправедливо и неприемлемо». Мол, «КП» имеет поддержку, «согласно опросам», 44% населения Украины, а «УАПЦ» - поддержку всего-навсего 1,5 % населения. 

Откуда взялись эти цифры, неизвестно, но чуждое Церкви радение «филаретовцев» о демократии как-то понять можно: объединяться на равных с малочисленной «УАПЦ», влияние которой колеблется в пределах статистической погрешности, раскольникам из «КП» обидно. Вместе с тем надо сказать, что «УАПЦ» откровенно брезгует иметь дело с «киевским патриархатом» и не доверяет ему. Взаимное неприятие было зафиксировано и в официальных документах. Дважды «УАПЦ» принимала «решение о воздержании от общения с главой УПЦ Киевского Патриархата». Проявлялось это и на личностном уровне… Один из многочисленных советников украинского президента и ярый сторонник «киевского патриархата» Олег Медведев с отчаянием восклицает: «Киевский Патриархат разочарован и расстроен таким окончанием очередной – пятой за 20 лет – попытки вести диалог с УАПЦ». За 20 лет? Они не забывают. Да и мы помним. 

18 июля исполнилось 20 лет со дня побоища на Софиевской площади, спровоцированного «филаретовцами», боевиками УНА-УНСО и спецслужбами. 

Этот кровавый инцидент, имевший место в 1995 году, сегодня можно расценить в ретроспективном плане как преддверие будущего майдана. Глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов в статье «Скелеты в шкафу филаретовского раскола» пишет: «Леонид Кучма жестко подавил провокацию: ОМОН избил, потравил слезоточивым газом не только боевиков, но и прикрывавших их депутатов, и послов западных держав – обливаясь слезами, с Софиевского майдана бежали в разные стороны и Леонид Кравчук, и дипломаты, и филаретовцы, по крайней мере, двое из них погибли в давке — в память о них был установлен крест. В отставку были отправлены премьер-министр Украины, правоохранители». Примечательно, что правоохранители на первых порах «плотно занялись филаретовским мафиозным спрутом: под псевдорелигиозной крышей обнаружили и коммерческий банк, и бизнес-структуры, занимающиеся всем чем угодно – ввозом иномарок, торговлей бытовой техникой, нефтью и т.д. на миллионы долларов…». Однако на Кучму со стороны Запада было оказано давление. Бывший украинский президент до сих пор так и не рассказал, хотя грозился это сделать, «всю правду» о побоище 18 июля 1995 года. Вот и Денисенко в 20-ю годовщину тех событий не стал призывать к их расследованию. Ему тоже есть что скрывать. И вспоминаем мы сейчас о тех событиях лишь потому, что это была первая попытка организовать «единую поместную церковь» для анафемы-Филарета. 

Не приходится сомневаться, что профессиональные украинские шовинисты с провалом попытки номер пять не смирятся. В самое ближайшее время следует ожидать попытки объединения раскольников из «киевского патриархата» со сторонниками Александра Драбинко – фактического главы украинствующей пятой колонны в УПЦ МП. Их многое сближает. Оба полагают себя в первую очередь украинцами, а христианами – в самую последнюю… Оба – и Денисенко, и Драбинко – обвинялись в своё время в совершении уголовных преступлений, а последний ещё и в похищении монахинь. Однако здесь речь не о попытках их «объединения», свидетелями которых мы, видимо, вскоре станем. 

Сегодня уместно напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им шесть лет назад, во время архипастырского визита в Киев 28 июля 2009 года: «Сегодня мы чтим память Святого Владимира, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал основанию нашей Поместной церкви, которая уже 2000 лет существует... Есть Поместная церковь в Украине, если бы ее не было – не было бы сегодня Украины… Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве, но это Патриарх Московский и всея Руси... И здесь нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, здесь есть ясная православная эклезиология: Патриарх – это отец для всех вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане».

С этим мы и подходим к торжествам, посвященным 1000-летию успения Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. 

Оцените статью
0.0