Перейти к основному содержанию

Зачем самочинные церкви на Украине сгоняют в одну «поместную» (I)

Украина – ахиллесова пята Русской цивилизации. И не отрубить эту «пяту», и защитить её непросто. Здесь мы ведём речь не о Церкви и церковном народе, а о среде псевдоцерковной, особые надежды на которую возлагают ненавистники Русского мира. Рассчитывают, что, дотянувшись до Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), сумеют дотянуться и больно ударить по Русской Православной Церкви, этой тысячелетней скрепе Русской цивилизации...

Украина – ахиллесова пята Русской цивилизации. И не отрубить эту «пяту», и защитить её непросто. Здесь мы ведём речь не о Церкви и церковном народе, а о среде псевдоцерковной, особые надежды на которую возлагают ненавистники Русского мира. Рассчитывают, что, дотянувшись до Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), сумеют дотянуться и больно ударить по Русской Православной Церкви, этой тысячелетней скрепе Русской цивилизации. 

А удар по УПЦ МП, судя по всему, планируется. Отставленный от руководства ведомством безопасности, но рвущийся в украинскую политику бывший шеф СБУ Валентин Наливайченко, работающий на США, однажды очень показательно проговорился и объявил Православие («православный фундаментализм» на его языке) главным врагом «независимой» Украины. Это не простая проговорка. Кто бы ни произнёс сакраментальную фразу «после крушения коммунизма наш самый главный враг – русское Православие», она должна была стать и стала политической установкой для тех, кто ведёт многовековую борьбу с Русским миром. Приходится слышать и другие высказывания подобного рода. О том, например, что «православная идея симфонии – гармоничного единства общества, государства и религии – представляет явную проблему для принятия либеральной демократии», что «православная идея… осложняет принятие капитализма, потому что конкуренция и индивидуальное предпринимательство считаются морально отталкивающим проявлением жестокости и алчности…» (социолог Питер Бергер, статья «Религиозный плюрализм в эпоху плюрализма»). При этом у идеологов глобализма нет претензий ко всевозможным протестантским деноминациям (проще говоря – сектам), к раскольникам любых мастей и калибров, нет претензий (возможно, до поры до времени) и к Римско-католической церкви, потому что «Римская католическая церковь… после продолжительного периода жестокого сопротивления… успешно адаптировалась к плюралистической конкуренции». А вот к Православию претензии есть. И именно к Русскому Православию, которое в отличие, скажем, от Православия в Греции, Болгарии, Румынии, чей суверенитет ограничен членством в НАТО и ЕС, недосягаемо для прямого воздействия идеологии глобализма. 

Для шовинистического украинского политикума, для этих людей, живущих в расцерковлённом мире и давно превративших религию в инструмент политики, навязчивой идеей со времён президента Кравчука является создание «единой поместной украинской церкви, отдельной от Москвы, но канонической, под юрисдикцией Константинополя». Они давно бы этот план осуществили – и украинские власти «за», и среди части архиереев УПЦ МП есть необходимое «понимание», и Фанар готов идти в этом случае навстречу. Да только церковный народ, наиболее стойкая часть священства и часть архиереев видят в попытках разрыва духовного единства с Патриархом Московским и всея Руси приближение апокалиптических времён; люди готовы принять и мученичество, но не покориться. Режим с готовностью поддержал бы создание из раскольников и самосвятов новой псевдоцерковной «поместной» структуры на том пути, который радикалам кажется самым прямым (отнятие храмов, поджоги, репрессии против верующих), но «достижения» такого рода откровенно сомнительны, православные бы их не приняли. Поэтому украинские власти не оставляют попыток решить дело, так сказать, по-хорошему.

Механизмы и схемы создания «канонической поместной церкви» на Украине сочиняются неустанно. Они различны, они совершенствуются. Очередная попытка свести в единую «каноническую» структуру две рождённые духом раскола псевдоцерковные организации – «Украинскую православную церковь киевского патриархата» («филаретовцев» из «киевского патриархата» - «КП») и самосвятов из «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») завершилась в июле неудачей.

Новому объединительному предприятию предшествовал ряд драматических событий. В феврале 2015 года, в годовщину переворота, скончался глава «УАПЦ» Мефодий Кудряков. Его судьба, как и судьба большинства людей, причастных к расколу Русской Церкви, была полна метаний и крутых поворотов. В 1995 году он, состоя в одной организации с Филаретом (анафематствованным и отлучённым от Церкви Михаилом Денисенко), обвинил «филаретовцев» в убийстве бывшего главы «КП» Владимира Романюка (возглавлял «КП» в 1993-1995 годах). Кудряков порвал с Филаретом и перешёл в «УАПЦ», которую со временем и возглавил. Романюк действительно погиб при странных обстоятельствах после того, как обвинил Филарета, своего заместителя, в краже церковной кассы и собирался, согласно данным киевского Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, осуществить комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности «киевского патриархата».

Почти через 20 лет после того скандала, в день смерти Кудрякова (февраль 2015 г.), Филарет, торжествуя над оппонентом, призвал «УАПЦ» возобновить переговоры «относительно объединения двух ветвей украинского Православия». Вскоре появилось на свет «духовное завещание» Кудрякова, который призывал из гроба (цитируем) «к продолжению многолетнего курса УАПЦ на сопричастие с Вселенским патриархатом (Фанаром. - С.А.), продолжению диалога с епископатом УПЦ КП и украиноцентричной частью епископата УПЦ во главе с митрополитом Александром (Драбинко) об объединении в единую поместную и канонически признанную Вселенским Православием Православную церковь». Вслед за этим премьер-министр Арсений Яценюк направил письмо главе Константинопольской православной церкви с предложением вновь (после провала аналогичной попытки во времена Ющенко) поддержать «объединительную» инициативу украинских раскольников. Патриарх Варфоломей, который зависит не только от своей американской паствы, но и от официального Вашингтона, с живостью откликнулся. В начале апреля он сообщает в своём послании Яценюку: «… наше желание, как и желание большинства украинцев, заключается в том, чтобы Православная Церковь в Украине стала единой». Патриарх Варфоломей прямо подбадривает в этом письме своего адресата - то ли сайентолога, то ли грекокатолика, то ли иудея: «Если, с Божьей помощью, вы сделаете всё, что в вашей власти... мы как Константинопольская Церковь-Мать сделаем то, к чему мы обязаны святыми канонами…» И далее в том же духе: с выражением поддержки объединению двух псевдоцерковных структур и провозглашению альянса раскольников «Украинской церковью». 

После смерти Кудрякова, обнародования его «завещания» и переписки патриарха Варфоломея с Яценюком дело, казалось, сдвинулось. «КП» и «УАПЦ» создали объединительные комиссии. Начались переговоры. Стороны вели споры, плели интриги, вспоминали друг о друге нехорошее, искали компромиссные решения… 8 июня состоялось первое совместное заседание объединительных комиссий. На мероприятии присутствовали в качестве наблюдателей и, очевидно, «гарантов каноничности процесса» два иерарха, относящиеся к юрисдикции Константинополя: один от украинской церкви в США, второй – в Канаде (есть у Фанара такие «украинские православные церкви»). Договаривающиеся стороны составили документ, в котором выразили желание объединиться. В документе был оговорен дальнейший распорядок действий, установлена повестка. Дабы придать задуманному особую символичность, датой объединительного собора было предложено сделать «14 сентября 2015 года, день церковного новолетия», местом проведения мероприятия – Святую Софию Киевскую (на Руси всего три древних Софийских собора - в Новгороде Великом, Полоцке и Киеве).

Однако всё сорвалось...

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0