Балканская стратегия Амоса Хокстайна (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

В планах Амоса Хокстайна, который является основной рабочей фигурой в администрации США по разработке и продвижению энергетических проектов, предполагается соединить газотранспортные системы Украины, Венгрии и Хорватии, построив для них терминал по приёму сжиженного природного газа (СПГ) на хорватском острове Крк. Оттуда планируется маршрут и в северном направлении – к польскому терминалу в Свиноусьце, что, по замыслу американцев, позволит увязать в единую систему Польшу, а в перспективе - Литву, Чехию и Словакию.

Однако тут возникают вопросы. Вопрос первый – ресурсная база. Поставки газа из Азербайджана в том или ином виде отпадают. Как показательно признало на днях лоббирующее проект СПГ-терминала на острове Крк, пишет литовское издание Geopolitika, «азербайджанский газ практически весь законтрактован».

Следовательно, потребителям на Балканах и в Центральной Европе придется рассчитывать на ведущих мировых производителей СПГ. Лидирующие позиции в этом сырьевом секторе занимают Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, Алжир и Тринидад и Тобаго. Безусловный лидер списка - Катар. По оценке лондонского еженедельника The Economist, Катару принадлежит четверть мирового экспортного рынка СПГ.

Однако главным партнером Катара традиционно является не Европа, а Япония, куда с 1996 года идёт основной поток СПГ с первой очереди катарских Северных месторождений (Phase I of North Field). Наращивание же поставок в Европу, по признанию катарских экспертов, потребует разработки новых мощностей, многомиллиардных затрат и, главное, способно ухудшить и без того накаленные отношения с Ираном (который также претендует на соответствующие газоносные пласты). Следовательно, катарский газ Европу не спасёт.

К тому же, по прогнозам экспертов, уже к 2023 году у Катара могут иссякнуть нефтяные резервы, что приведёт к полной перестройке всей энергетической политики страны в направлении развития возобновляемых источников энергии. Если же говорить о других поставщиках, то ни Индонезия, ни Малайзия не способны выступать в качестве гарантов энергетической безопасности Европы. В целом за период с 2010 по 2014 год экспортные поставки газа смогли увеличить лишь Россия и Норвегия, при этом соответствующие показатели «Газпрома» превысили норвежские почти в 5 раз, но как раз Россию Амос Хокстайн и его единомышленники и хотят изолировать от европейского газового рынка.

В этих планах значительная доля поставок СПГ должна пойти на Украину. Однако у Украины нет средств на закупку не только газа, но даже и угля. В июне государственное предприятие «Уголь Украины», занимавшееся закупкой угля на государственных шахтах и продажей его энергогенерирующим компаниям, попросило признать себя банкротом.

Кризисную ситуацию признает и украинский министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. По его словам, «для решения проблемы Украина ведет переговоры и с международными партнерами для получения соответствующих кредитов для закачки газа, и с государственным Ощадбанком для кредитования закупки угля». При этом сам Ощадбанк оказался на грани банкротства, а, следовательно, европейцам будет предложено оплачивать не только поставки газа на Украину, но и дефолт её финансовых институтов. Неплохой сценарий для Европы написал Амос Хокстайн!

Считаем дальше. Суммарная мощность экспортных терминалов СПГ в США к 2020 году должна составить 118 млрд кубометров газа. Это всё равно уступает нынешним поставкам «Газпрома» в Европу. Кроме того, более выгодным газовым рынком для американских трейдеров выступает Азия, где тысяча кубометров газа как минимум на 100 долларов дороже, чем в Европе. Следовательно, рыночные механизмы увеличения поставок американского газа в Европу не сработают, и оплачивать разницу в пользу США будут все те же европейцы.

Тем временем балканские СМИ сообщают любопытные подробности, касающиеся проекта, рекламируемого господином Хокстайном. Так, белградская газета «Политика» указывает, что, несмотря на многомиллионные вливания в проектно-исследовательские работы, до сих пор не удалось решить даже такой первостепенный вопрос, как место размещения терминала СПГ в Хорватии: будет ли он наземным или плавучим. По данным газеты, ссылающейся на независимые международные источники, Еврокомиссия согласилась выделить средства лишь на работы по плавучему терминалу. Между тем все предыдущие подготовительные работы велись, исходя из наземного проекта, то есть теперь потребуется «начать все сначала», пишет «Политика». Что касается властей Хорватии, то они на этот счёт пока хранят молчание.

Американским же инициаторам проекта совершенно безразлично, будет ли СПГ-терминал в Хорватии плавать или же встанет на вечную стоянку на острове Крк.

«У меня нет иллюзий по поводу России, но санкции надо прекратить» - такое мнение по поводу антироссийского курса США и Евросоюза выразил на днях на страницах лондонской газеты The Guardian депутат британского парламента Дэниел Кавчиньский, поляк по национальности. По его словам, «не разговаривать со столь влиятельной страной, как Россия, не говоря уже об отказе от торговли с ней, это непрактично в мире, изо всех сил стремящемся к глобальному сотрудничеству. В таких вопросах, как терроризм, для нас как для членов Совета Безопасности ООН просто недопустима разобщенность»…

А между тем поддержание состояния разобщённости – одна из основ стратегии США в Евразии.