Перейти к основному содержанию

Нейлоновая удавка для Сербии

Вместо того чтобы в условиях развязанной Западом против России санкционной войны попытаться укрепить своё присутствие на российском рынке, а заодно содействовать решению экономических проблем своей страны, сербское правительство Александара Вучича продолжает действовать в ущерб национальным интересам - в унисон с Брюсселем и Вашингтоном... 

Вместо того чтобы в условиях развязанной Западом против России санкционной войны попытаться укрепить своё присутствие на российском рынке, а заодно содействовать решению экономических проблем своей страны, сербское правительство Александара Вучича продолжает действовать в ущерб национальным интересам – в унисон с Брюсселем и Вашингтоном. Такой вывод следует из данных, обнародованных сербским Министерством торговли. Они свидетельствуют о том, что в первом полугодии 2015 года Сербия продала России товаров на общую сумму 322 млн долларов – существенно меньше, чем за аналогичный период 2014 года, когда сумма продаж составила 486 млн долларов. То есть произошёл спад товарооборота на треть.

Что еще более тревожно: Сербия сокращает экспорт продукции промышленности. Помощница министра торговли Сербии Майя Гашич в качестве примера приводит сокращение на 40% экспорта в Россию нейлоновых чулок, но то же самое происходит и с другими видами товаров – от цветных металлов до мебели. Причем проблема обостряется: в Сербии начались увольнения работников предприятий, ориентированных на экспорт. Это притом, что многие сербские промышленные предприятия работают с прицелом именно на экспорт в Россию, как, например, сельскохозяйственный комбинат «Jужни Банат», вывозящий в Россию до 90% своей продукции.

В сербских правительственных кругах сокращение промышленного экспорта пытаются объяснить внешними объективными факторами: падением курса российского рубля, ростом курса доллара, снижением цен на нефть… Сейчас к списку этих причин может добавиться девальвация китайского юаня.

Однако не меньшую, если не большую роль играют внутренние сербские проблемы. Одна из них заключается в слабой приспособленности экономики к запросам зарубежных рынков. Как признают сами сербские эксперты, продукция попросту не дотягивает до стандартов, которые становятся более высокими в связи с взятым Россией курсом на импортозамещение. «У нас нет ни заранее подготовленного производства, ни стандартов», - свидетельствует сербский экономист Миладин Шеварлич.

Второе обстоятельство связано с общим курсом кабинета Вучича, который фактически отказывается использовать имеющиеся у страны возможности для наращивания или хотя бы сохранения на прежнем уровне экспорта в Россию. Ещё год назад, когда Запад только начинал раскручивать спираль санкционной войны, сербские власти попытались, как они это часто  делают, усидеть на двух стульях. Белград изобрел лукавую формулу: Сербия не присоединяется к антироссийским санкциям, но вместе с тем правительство отказывается предоставлять субсидии тем производителям, которые готовы наращивать свой экспорт в Россию.

При нынешнем состоянии экономики Сербии отказ правительства от субсидирования экспорта фактически подрывает способность производителей удержаться на внешних рынках. Так что именно кабинет Вучича (а не рубль, не доллар и не нефть), стараясь угодить Брюсселю, нанёс удар по экономике своей страны. Вместо того чтобы воспользоваться уникальным случаем и укрепить торгово-экономическое взаимодействие с Россией, сербское Министерство торговли вынуждено подсчитывать убытки, счёт которых уже пошел на сотни миллионов долларов.

Правда, в своё оправдание сербские правительственные чиновники могут указать на сравнительное увеличении экспорта в Россию продовольственных товаров. Однако доходы от этого не в состоянии переломить негативную ситуацию. Так, рост сербского продовольственного экспорта в Россию оценивается в 110-120 млн долларов, что не может перекрыть общие потери (164 млн долл.). Как пишет латвийский экономист Юрис Пайдерс (Juris Paiders), рост сербского продовольственного экспорта в Россию в 2014 году «незначительно повлиял на общие объемы экспорта и на экономику» Сербии.

Между тем, пока сербские чиновники следят за тем, чтобы не уклониться от фарватера, намеченного Евросоюзом, за пределами Европы всё громче голоса тех, кто признает неэффективность и неоправданность подобного курса. «Большой шок в геополитике, приближение которого вы, вероятно, не замечаете» - такой заголовок появился не в московской или пекинской газете, а в американском еженедельнике The Nation. Издание подчеркивает растущее влияние в мировых делах новых международных объединений, в частности ШОС и БРИКС. Новый Банк развития БРИКС, пишет еженедельник, заинтересован в укреплении финансового взаимодействия со странами, не входящими в Евросоюз и не зависящими от его бюрократии, практикующей режимы жёсткой экономии. The Nation приводит слова президента Бразильского банка развития Лучиано Коутинью, подписавшего соглашение с банком  БРИКС (Luciano Coutinho), о том, что в ближайшем будущем финансовые институты БРИКС «смогут оказывать поддержку европейским странам, не входящим в ЕС, таким как Сербия и Македония».

Углубление взаимодействия с Россией и новыми международными центрами экономической силы потребует от Белграда отказа от прежних попыток лавирования в мутных водах евроинтеграции. Иначе нейлоновая или какая-нибудь другая удавка на шее Сербии непременно затянется.

Оцените статью
0.0