Перейти к основному содержанию

Еврокомиссия укрощает строптивых

Политика антироссийских экономических санкций, взятая на вооружение Еврокомиссией и администрацией США, предусматривает помимо прочего оказание давления на малые страны Европы, не входящие в ЕС и поначалу не поддержавшие санкции против России. Именно эти страны страдают от развернувшейся санкционный войны (санкции ЕС/США плюс контрсанкции России) наиболее чувствительным образом...

Политика антироссийских экономических санкций, взятая на вооружение Еврокомиссией и администрацией США, предусматривает помимо прочего оказание давления на малые страны Европы, не входящие в ЕС и поначалу не поддержавшие санкции против России. Именно эти страны страдают от развернувшейся санкционный войны (санкции ЕС/США плюс контрсанкции России) наиболее чувствительным образом. 

В середине июля сего года Исландия, Черногория, Албания и Лихтенштейн, поддавшись давлению, вынуждены были присоединиться к антироссийским санкциям Брюсселя и Вашингтона. Что этому предшествовало? По данным внешнеторговой статистики, за сентябрь 2014 – июнь 2015 гг. страны Евросоюза, США и Канада в целом на 20% сократили объем импорта основных экспортных товаров Исландии (рыбная, мясная продукция, шерсть, алюминий); примерно по 15% урезали объем ввоза основного экспортного ассортимента Черногории и Албании (фрукты и овощи, мясные, винные, рыбные изделия; албанский битум, черногорский алюминий). Сократили импорт продукции даже крошечного Лихтенштейна (высокоточное малогабаритное оборудование, мясные, молочные продукты, вина). Всё это притом, что европейский и североамериканский рынки -  основные для экспортной продукции указанных стран. Вдобавок были частично заморожены инвестиции в транспортные, энергетические, промышленные проекты в этих странах. 

С 3 августа 2015 года Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн были включены в список стран, в отношении товаров из которых действует теперь российское продовольственное эмбарго. А ведь незадолго до этого Исландия и Лихтенштейн планировали возобновить переговоры по зоне свободной торговли с РФ и ЕАЭС; представители Албании и Черногории вели переговоры с российскими торговыми компаниями о дальнейшем увеличении продовольственного экспорта из этих стран в РФ. Причём совокупная стоимость экспорта всех этих стран в Россию за август 2014-го – июнь 2015-го возросла почти вдвое. Теперь этому процессу положен конец. Что касается интересов этих четырёх небольших стран, «объединённая Европа», представляемая брюссельской бюрократией, в расчёт их не принимает. 

Заметим, что для исландской рыбной и черногорской плодоовощной продукции российский рынок после августа 2014 г. стал одним из основных (ввиду ухода поставщиков из стран-членов НАТО и Австралии). 

В Рейкьявике российское эмбарго ощущают болезненно. Премьер-министр Исландии Давид Гуннлаугссон пожаловался Дмитрию Медведеву, что «исландский бизнес страдает больше других стран, подпавших под эмбарго». А разве, соглашаясь присоединиться к антироссийским санкциям, господин Гуннлаугссон ожидал чего-то другого?  В свою очередь министр рыбного и сельского хозяйства этой страны Сигурдур Инги Йоханссон, расстроенный таким оборотом дел,  меланхолически предложил «положить на одну чашу весов общность интересов с западным обществом, а на другую — 70 лет успешной торговли с Россией». Бывший министр рыболовства Йон Бьярнасон высказался ещё более категорично: «Следовать антироссийским санкциям ЕС очень глупо!  Это обернется против самой Исландии. Страна уходит с нейтрального курса, которым она следовала со дня основания». И, похоже, учёт в вопросах торговли пресловутой «общности интересов с западным обществом» предстаёт глупостью не только в глазах исландцев.

Министр сельского хозяйства Черногории Петар Иванович говорит, что за первое полугодие 2015 г. экспорт продовольствия Черногорией снизился на 30%. Повлиял на это «и российский запрет на реэкспорт сельхозпродукции из стран ЕС через Черногорию в Россию». При этом черногорские СМИ пишут о неизбежно грядущем кризисе в виноделии и плодоовощном хозяйстве республики, ввиду распространения на Черногорию российского эмбарго (до сих пор не менее половины экспорта этой продукции из Черногории направлялось в Россию). 

Наиболее откровенно по поводу мотивов присоединения Черногории к антироссийскому санкционному режиму высказался президент этой республики Филип Вуянович, пояснивший, что стране-кандидату на вступление в Европейский союз и Североатлантический альянс «обязательно необходимо соответствовать политике ЕС и НАТО и следовать их примеру». Кто бы сомневался! Черногорским руководителям остаётся только прямо сказать себе: хочешь «соответствовать» - расплачивайся деградацией внешней торговли. 

Так или иначе, пока что вне режима антироссийских санкций в Европе остаются Гренландия и Фарерские острова (территории  Дании, имеющие статус самоуправления и всё более склоняющиеся к независимости), а также Сербия, Македония и крошечные Андорра, Монако, Сан-Марино. Хотя и на эти страны, особенно на Сербию и Македонию, из Брюсселя оказывается давление в расчёте, что загнать в окоп экономической войны против России удастся и их. 

Оцените статью
0.0