Беженцы раскалывают Евросоюз (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Прилив сотен тысяч беженцев превратился для Европейского союза в конфликтогенный фактор номер один. Венгерские власти обрушились с жесткой критикой на Австрию и особенно Германию за то, что те, как утверждают в Будапеште, завлекая беженцев, превращают Венгрию в «проходной двор». Высказывания венгерского премьер-министра Виктора Орбана становится всё более жёсткими, словно возвращая нас во времена столетней давности, насыщенные сложными коллизиями в отношениях Австро-Венгрии и Германии, а также соперничеством Вены и Будапешта.

Не менее жаркие страсти бушуют в Скандинавии, где обозначилось противостояние Швеции и Дании. Шведские власти вроде бы согласны приютить у себя беженцев и мигрантов, но в то же время пытаются закрыть им доступ через шведско-датскую границу, обвиняя Копенгаген в стремлении «выйти сухим из воды» за счёт своих северных соседей.

Проблему невозможно решить на основе двусторонних переговоров стран-соседей или путём закрытия границ. И то, и другое разбивается о полномочия, которые европейские страны сами же делегировали Еврокомиссии и другим институтам Европейского союза. Самостоятельность отдельных государств внутри сложившейся евроинтеграционной модели в ряде отношений стремится к нулю. В случае если вопрос о защите национальных интересов встанет ребром, потребуется пересмотр данной модели либо выход за её рамки с неизбежной в таком случае сменой правящей группировки в государстве, которое на это пойдёт.

Насколько вероятно такое развитие событий в Европе? Збигнев Бжезинский ещё в конце 1990-х годов писал о стоящей перед Евросоюзом задаче уничтожения «националистического антагонизма». Сегодня можно говорить о том, что политика руководящих органов ЕС как внутри Европы, так и за её пределами возрождает и укрепляет данный антагонизм.

Близкий к американскому разведсообществу Национальный разведывательный совет США несколько лет назад прогнозировал, что к 2025 году в европейских странах будут проживать до 30 миллионов мусульман (на тот момент их насчитывалось 18 миллионов). Данные оценки базировались на тогдашнем уровне миграции и показателях рождаемости и не учитывали возможность возникновения миграционного «девятого вала». Хотя основания для тревоги были уже тогда. «Возрастающая концентрация мусульман может привести к обострению напряженности и дестабилизации ситуации», - прогнозировали аналитики американского Национального разведывательного совета.

Сегодня эти угрозы многократно возросли. По подсчётам экспертов Deutsche Welle, только в текущем году «в Германии могут попросить политическое убежище от 800 тысяч до 1 миллиона человек. Считается, что около половины из них его получат…».  Эти же эксперты отмечают, что сами немцы ещё мало думают «о возможных последствиях происходящего».

Пока немецкие власти навязывают своим гражданам тот образ мысли, что «для сохранения нынешнего уровня благосостояния Германии необходим широкомасштабный приток мигрантов, иначе к 2030 году немецкая экономика столкнется с нехваткой 10 миллионов работников», - указывает та же Deutsche Welle.

Подобные расчёты не лишены оснований, но именно они сулят дальнейшее обострение ситуации. Дело в том, что различные нормы и правовые установления, принятые в Евросоюзе, начинают противоречить друг другу.  С одной стороны, Брюссель и отдельные страны-члены ЕС апеллируют к Дублинскому соглашению, которое возлагает ответственность за прием беженцев и мигрантов за первую страну, в которой они оказались после пересечения границ Евросоюза. С другой стороны, предложенная Еврокомиссией система квот обязывает все участвующие в данной системе страны размещать у себя беженцев и мигрантов и брать на себя соответствующие расходы.

Подобная коллизия открывает для правительств ведущих стран ЕС (в первую очередь Германии, Франции и Австрии) широкий простор для манипуляций, позволяя им принимать лишь тех беженцев и мигрантов, которые их устраивают с точки зрении нужд  производства, и отсылать обратно в Венгрию, Хорватию, Словакию, Чехию, Грецию тех, которые им не подходят.

В вопросе о квотах европейские правительства уже приступили к торгу. Так, по данным португальских источников, Испания в ответ на просьбу Еврокомиссии предоставить убежище 5849 беженцам подсчитала (с подкупающей точностью до одного человека), что готова принять только 2749 человек.

Вопрос о беженцах раскалывает правительственную коалицию в Германии. После того как власти Мюнхена оценили число прибывших в этот город только за минувшие выходные в 40 тысяч человек, в столице Баварии забили нешуточную тревогу. Эта федеральная земля размещает у себя около двух третей всех прибывающих в Германию беженцев, и драматические кадры из окрестностей главного городского вокзала Мюнхена уже шокировали активистов местного Христианско-социального союза. Его лидер Хорст Зеехофер назвал «ошибкой» решение Ангелы Меркель бесконтрольно пропустить в свою страну беженцев и мигрантов из Венгрии. А в министерстве внутренних дел другой федеральной земли - Мекленбург-Передняя Померания – призвали немедленно принять меры по противодействию «бесконтрольному притоку беженцев», поскольку в противном случае уже через одну-две недели в этой федеральной земле попросту «не останется мест».

Сказал своё слово в дискуссиях и представитель Германии в Еврокомиссии Гюнтер Эттингер, который предложил для решения проблемы беженцев ни много ни мало изменить германскую конституцию. Ее нынешняя редакция, по словам Эттингера, не позволяет оперативно отказывать беженцам из так называемых безопасных стран и отсылать их обратно. Проблема, правда, в том, что подавляющее большинство прибывающих в ЕС беженцев и мигрантов покинули как раз «небезопасные» страны, которые стали таковыми в силу внешней политики США и их союзников по Североатлантическому альянсу, большинство которых – государства-члены ЕС.

По сути, нынешний кризис высветил четыре фундаментальные слабости Евросоюза.

Первая – неспособность проводить самостоятельную внешнюю политику, не равняя её на интересы США. Эта неспособность проявляет себя в отношении и Северной Африки, и Ближнего Востока, и Украины, и России.

Вторая – отсутствие у Брюсселя достоверного прогноза развития ситуации и способности принимать предупредительные меры.

Третья – отсутствие в арсенале Евросоюза четких механизмов и правовых норм, позволяющих успешно регулировать поток беженцев и мигрантов. Те, что есть, не только неэффективны, но прямо противоречат друг другу.

Четвёртая – сохраняющиеся противоречия в рядах ЕС как между его центральными органами и национальными правительствами, так и между отдельными странами.

Масштаб трудностей, с которыми столкнулась Европа, таков, что они ставят под вопрос жизнеспособность Европейского союза как союза. 13-14 августа Германия, Австрия, Чехия и Словакия приостановили действие Шенгенского соглашения в том, что касается порядка пересечения границ этих стран. Не исключено, что их примеру последуют Бельгия и Польша. Что дальше?