Перейти к основному содержанию

Здравый смысл Дональда Трампа

Четвертый раунд предвыборных дебатов республиканских кандидатов в президенты США, состоявшийся 11 ноября на Fox Business Network, прошел по уже привычному сценарию – все против одного. Бывший до последнего времени лидером гонки Дональд Трамп противостоял консолидированному напору остальных кандидатов, за исключением, быть может, сенатора Рэнда Пола, который, впрочем, с рейтингом 1-2% приближается к зоне вылета. По популярности среди кандидатов ко дню дебатов к Трампу приблизился другой претендент – нейрохирург на пенсии, афроамериканец Бен Карсон, у обоих  примерно по 29 %...

Четвертый раунд предвыборных дебатов республиканских кандидатов в президенты США, состоявшийся 11 ноября на Fox Business Network, прошел по уже привычному сценарию – все против одного. Бывший до последнего времени лидером гонки Дональд Трамп противостоял консолидированному напору остальных кандидатов, за исключением, быть может, сенатора Рэнда Пола, который, впрочем, с рейтингом 1-2% приближается к зоне вылета. По популярности среди кандидатов ко дню дебатов к Трампу приблизился другой претендент – нейрохирург на пенсии, афроамериканец Бен Карсон, у обоих  примерно по 29%. Руководству партии, настороженно относящемуся к Трампу, правда, от этого не легче, поскольку Карсон тоже не является человеком системы и вряд ли может быть выдвинут республиканским съездом кандидатом в президенты в качестве второго подряд представителя от афроамериканской этнической группы. Главный партийный фаворит Джеб Буш прочно застрял на безнадежных 3-5% поддержки, а ставленнику крайне правого крыла республиканцев Марко Рубио с 10-12%, несмотря на его воинственность, также не удается приблизиться к лидерам гонки.

На этот раз одним из центральных вопросов было отношение США к России через призму того, что происходит в Сирии. Тон задал бывший губернатор Флориды Джеб Буш, который призвал к созданию в Сирии бесполётной зоны и более широкой поддержке прозападных сирийских повстанцев, таких как стремительно разбегающаяся Сирийская свободная армия, координаты местонахождения которой упорно отказывается предоставить российскому Генштабу Пентагон. Джеб Буш призвал также к созданию «зон безопасности» для этих сил на земле, опять же непонятно где. «Трагично, - заявил Буш, - видеть, что Ирак и другие страны теперь разговаривают с Россией. Не так давно Россия не имела никакого влияния в регионе. Поэтому Соединенным Штатам необходимо повсеместно утверждать свои лидерские позиции». Тут Буш явно намекал на то, что при двух президентах, выходцах из его семьи, на Ближнем Востоке без ведома Вашингтона никто и пикнуть не смел. Его следовало понимать так, что вот он-то смог бы поддержать семейные традиции. То, что к тупику в своей ближневосточной политике не один год двигались администрации от обеих партий и что главное зло всего региона «Исламское государство» (ИГ) выращено в американских пробирках, Буш, конечно, во  внимание не принял. И для него не имеет значения, ради чего борется Россия в Сирии, чьи промахи и провалы исправляет. Главное - ей ни в коем случае нельзя позволить добиться успеха.

Схожим образом высказалась бывший руководитель компании Hewlett-Packard Карли Фиорина, которая поддержала идею создания бесполётной зоны в Сирии, «поскольку Россия не может указывать Соединённым Штатам, где и когда могут летать наши самолеты». Понимай так, что приглашение законного правительства Сирии, которое попросило о помощи российские ВКС и не звало американские ВВС, уже значения не имеет? Фиорина также призвала к наращиванию военного потенциала в Европе для сдерживания России и приостановке контактов с Владимиром Путиным. «Я бы не разговаривала с ним какое-то время, но вот что бы я сделала. Я бы начала восстанавливать Шестой флот прямо у него под носом, восстанавливать военный потенциал, программу противоракетной обороны в Польше – прямо у него под носом, – подчеркнула Фиорина. – Я бы проводила очень агрессивные военные учения в странах Балтии, чтобы он понял, что мы будем защищать наших союзников по НАТО. Возможно, я бы отправила в Германию еще несколько тысяч военнослужащих – не для того, чтобы начать войну, но чтобы убедиться, что Путин понимает, что Соединенные Штаты Америки будут поддерживать своих союзников». 

То, что от подобных рецептов у самой России едва ли повысится настроение иметь дело с Америкой, а разговаривать с ней все равно придётся, заметил сенатор Рэнд Пол. Идею Фиорины о приостановке контактов с Путиным он отверг как несостоятельную, «наивную и глупую». Пол также предупредил: «Вы предлагаете создать бесполётную зону на территории, где Россия уже летает. Вы понимаете, что это значит, что мы должны сбивать российские самолеты. Если вы готовы к этому, то будьте готовы отправить своих сыновей и дочерей на очередную войну». Энергичной бизнесс-вумен Фиорине можно было бы напомнить, что ее родную компанию Hewlett-Packard, еще недавно мирового лидера в области IT, вот-вот по всем показателям обойдёт китайская Lenovo. Об этом, казалось бы, должно болеть её сердце, а её потянуло в большую политику. Между тем политическое лидерство Америки исчезает не из-за чьих-то козней, а из-за потери монопольного положения на мировом рынке и ошибок во внешнеполитической стратегии.

Бен Карсон, хотя и без особого пафоса, в целом согласился с необходимостью ужесточения американской политики по отношению к России, следуя линии большинства. Не стеснялся в выражениях главный республиканский ястреб нынешней кампании Марко Рубио, для которого и режим в России «преступный», и стоят во главе него «гангстеры». Видимо, аналогии навеяны подростковым опытом, почерпнутым на улицах его родного Майями. Он рьяно выступил за более агрессивную внешнюю политику США, заявив, что «Владимир Путин пользуется нашими слабостями, чтобы вытеснить американцев с позиции самой влиятельной геополитической силы на Ближнем Востоке». В целом лейтмотив у всех один: «не отдадим лидерства». По сути же ничего. Зачем вообще Америке и остальному миру это лидерство, если оно несёт лишь избыточное расходование национальной энергии и повсеместный хаос? Здесь какая-то коллективная слепота.

В этом отношении Дональд Трамп не демонстрирует каких-то выдающихся качеств тонкого знатока международных проблем. Наоборот, его часто упрекают в незнании некоторых фактов и нежелании прибегать к услугам специалистов по внешней политике. В том, например, что он не может отличить ХАМАС от «Хезболлы» (спрашивается, а кто вдолбил американцам мысль о том, что эти организации едва ли не идентичны?). Действительно, в штабе Трампа нет ни одного громкого имени из числа американских внешнеполитических гуру, плавно перетекающих из одного предвыборного штаба в другой. Экспертное сообщество за это его крепко недолюбливает, с удовольствием цепляясь за все допущенные им оговорки и ошибки, задавая ему при случае каверзные вопросы. Трамп же как будто нарочно игнорирует экспертов, полагая, видимо, что, кроме назойливого повторения заклинаний о пресловутом лидерстве везде и во всём, пользы от них нет. Зато он демонстрирует другое – незаурядный здравый смысл и договороспособность. 

По поводу нападок на Россию со стороны его соперников Трамп с обезоруживающей простотой и ясностью заявил: «Если Путин хочет стереть ИГ в порошок, то я только за, на 100 процентов. И я не понимаю, как кто-то может быть против этого. Они взорвали российский самолет, он не может любить этих людей. Он вступил в игру, мы можем вступить в игру, и все должны вступить в игру». Трамп также предложил, чтобы ЕС играл более активную роль в урегулировании конфликта на Украине: «Что касается Украины, у нас есть группа людей и группа стран, включая Германию, которая является экономической громадиной, так почему же эту работу всегда делаем мы?» Иными словами, в украинском кризисе он также не видит причин для сохранения напряжённых отношений с Россией. Для него как человека прагматичного и делового осевая проблема международной политики США - постепенная утрата ими конкурентоспособности в экономическом состязании с Китаем.

Да,  Трамп тоже за американское лидерство в мире, но на почве конкуренции, а не борьбы без правил и цепляния за ветхие догмы о «граде на холме», «светоче для всего мира» и т.д. И в этом смысле среди основных претендентов в президенты от республиканцев Трамп – единственный зрячий. 

Сразу после окончания дебатов пропагандистская машина республиканцев принялась доказывать, что в предвыборной гонке, наконец, наступил великий перелом, что сильнее всех выступил Джеб Буш, совершив тем самым невиданный «comeback», и что основная борьба только начинается. Непонятно только, кому это адресовано. Проведенные замеры ничего подобного не показывают. При таком самообмане неудивительно, что партийная верхушка республиканцев практически проморгала «антисистемную революцию» в своих рядах. 

Опросы, проведенные одним из организаторов дебатов Wall Street Journal среди тех, кто собирается голосовать за республиканцев, выявили, что 28% этой категории избирателей считают победителем очередного тура дебатов Дональда Трампа, 23% - Марко Рубио, 14% - Карсона, 7% - Рэнда Пола, что для него весьма неплохой результат, и всего лишь 3% - Джеба Буша. Так что «comeback» такой в высшей степени сомнительный. Здравый смысл республиканских избирателей Америки пока ещё выдерживает состязание с пустыми великодержавными заклинаниями. Надолго ли? 

Оцените статью
0.0