Перейти к основному содержанию

ЕС – Турция: Запад принимается за старые игры

...Бросается в глаза, что европейские участники саммита ЕС – Турция 29 ноября совершенно обошли стороной инцидент с российским  СУ-24. Такую «деликатность» европейцев  Анкара могла воспринять только одним образом - как  поощрение к продолжению конфронтации с Москвой. Запад снова принялся за старые игры. Повеяло временами, когда  в XIX веке Лондон и Париж натравливали турок-османов на Россию, а британский премьер лорд Пальмерстон говорил: «Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет»...

На экстренном саммите 29 ноября Евросоюз и Турция утвердили план действий, направленный на то, чтобы преградить путь миграционному потоку, идущему через Турцию в Европу. Цена вопроса оказалась значительной: Анкара получит 3 млрд. евро на создание координационных механизмов и «улучшение повседневной жизни беженцев», коих уже сейчас на турецкой территории 2,2 млн. человек. С деньгами у ЕС не очень, поэтому Еврокомиссия предоставит только 500 млн. евро, а остальные 2,5 млрд. евро должны выделить страны - члены ЕС из своих бюджетов. 

Кроме того, Брюссель, стараясь ублажить турок, пошел на возобновление явно безнадежных переговоров о вступлении Турции в Евросоюз и пообещал с октября будущего года предоставить потомкам османов безвизовый режим.

* * *

Сделка с Турцией далась Евросоюзу непросто. В октябре Ангела Меркель, которая неоднократно высказывалась против вступления Турции в ЕС, ездила на поклон к Эрдогану. Нынешние договоренности Евросоюза с Турцией – это унижение Европы. Выделение денег Анкаре выглядит как попытка откупиться или дать взятку Эрдогану, чтобы он уменьшил поток мигрантов, представляющих собой инструмент давления на европейские правительства. К тому же, согласившись взять 3 миллиарда, никаких гарантий европейцам турки не дали. Скорее, наоборот. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу так и заявил: «Мы не можем ничего гарантировать, когда речь идет о войне в Сирии, пока там продолжаются теракты и бомбардировки». 

Отказавшись от всяких гарантий Евросоюзу, Давутоглу одновременно дал понять, что Анкара сомневается как в эффективности переговоров о членстве в ЕС, так и в отношении безвизового режима. Не понравилось туркам и требование ЕС закрыть сирийско-турецкую границу. Во-первых, семья Эрдогана не хочет отказываться от прибыльного нефтяного бизнеса с ИГ. Во-вторых, Анкара усматривает выгоду в потоке беженцев из Сирии. Возможность шантажировать Европу мигрантами и требовать от ЕС новые деньги якобы на их содержание явно перевешивает некоторые сложности с размещением беженцев на турецкой территории. 

Давутоглу заверил европейских партнёров, что «эти 3 млрд. евро пойдут не Турции, деньги пойдут беженцам». Однако в этом-то как раз никакой уверенности нет и быть не может. Связи Анкары с террористами, орудующими в Сирии, общеизвестны, и не надо удивляться, если европейским налогоплательщикам, они же – потенциальные жертвы исламистов, придётся теперь финансировать тех, кто не так давно расстреливал парижан.

Понимание грязного характера состоявшейся сделки присутствует и в Европе. С критикой союзнической политики в отношении Турции выступила французская газета Le Monde. Газета пишет, что главные враги Анкары - «шииты и курды, а не ИГИЛ, с которым она ведет торговлю нефтью». Кроме того, Турция имеет «слишком тесные связи с нефтяными монархиями Персидского залива, тайно поддерживающими суннитский экстремизм». По мнению Le Monde, в этой ситуации «политический и военный союз с Сирией, Россией и их местными партнерами напрашивается сам собой». И «если Франция не сделает выбор между войной с терроризмом и террором на своей земле, она получит террор и проиграет войну». 

Немецкая Die Zeit приводит слова политолога и юриста Дилека Курбана. Он сомневается в том, что Анкара сможет предоставить политическим беженцам требуемую защиту и напоминает, что 30 октября в Турции были найдены обезглавленные тела двух сирийских журналистов, написавших о зверствах террористов. Курбан отмечает также, что сирийцы в Турции не получат статуса беженцев в соответствии с Женевской конвенцией. Это связано с тем, что Анкара ввела так называемый режим «временной защиты». Однако главное даже не в этом. «Могут ли Меркель и другие главы стран ЕС доверять правительству Эрдогана, которое… активно поддерживает ИГ и другие исламистские группировки?» - спрашивает Дилек Курбан.

Die Welt в свою очередь цитирует работников организации Pro Asyl, помогающей беженцам в Германии, которые называют соглашение с Турцией «грязной сделкой за счет прав человека», поддержкой «бесчеловечной политики» Эрдогана и «моральным банкротством» Европы. Правозащитники отмечают, что переговоры со стороны Анкары напоминают базарный торг.

Придерживаясь такой тактики, «получить террор и проиграть войну», как писала Le Monde, может не только Франция, но вся Европа.

* * *

Бросается в глаза, что европейские участники саммита ЕС – Турция 29 ноября совершенно обошли стороной инцидент с российским  СУ-24. Такую «деликатность» европейцев  Анкара могла воспринять только одним образом - как поощрение к продолжению конфронтации с Москвой. Запад снова принялся за старые игры. Повеяло временами, когда  в XIX веке Лондон и Париж натравливали турок-османов на Россию, а британский премьер лорд Пальмерстон говорил: «Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет»…

Оцените статью
0.0