Перейти к основному содержанию

Село Птичье. Стояние за веру

В последние недели в поле зрения православного мира пребывает село Птичье на Волыни, в Ровенской области. Сегодня это село на западе Украины являет настоящих исповедников православной веры, даже и мучеников, принимающих побои, оскорбления, угрозы от поддерживаемых украинскими властями раскольников-филаретовцев и боевиков «Правого сектора», пытающихся отобрать у православных Свято-Успенский храм...

В последние недели в поле зрения православного мира пребывает село Птичье на Волыни, в Ровенской области. Сегодня это село на западе Украины являет настоящих исповедников православной веры, даже и мучеников, принимающих побои, оскорбления, угрозы от поддерживаемых украинскими властями раскольников-филаретовцев и боевиков «Правого сектора», пытающихся отобрать у православных Свято-Успенский храм.

Юридическая сторона конфликта вкратце выглядит так. 2 сентября 2015 года Хозяйственный суд Киевской области установил, что храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Птичье принадлежит общине Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) и вынес соответственное решение. Представители так называемого «киевского патриархата» с решением не согласились и подали иск в Киевский апелляционный суд, требуя отменить принятое решение. 2 декабря 2015 года состоялось судебное заседание Апелляционного суда. В процессе помимо юристов присутствовали представители миссии ОБСЕ и областной администрации. Представитель Ровенской областной государственной администрации просил суд удовлетворить иск «киевского патриархата». Киевский апелляционный суд вынес иное решение – отклонил претензии «УПЦ КП» на храм. Таким образом, 2 декабря в юридическом споре была поставлена точка.

Все последующие действия почитателей «анафемы Денисенко» осуществлялись за пределами правового поля. После госпереворота 2014 года в массовом общественном сознании на Украине насилие узаконено. Под маркой «революции достоинства» всякое действие, хоть и преступное, которое понимается или декларируется как акция, направленная против «Москвы», властями и средствами массовой информации воспринимается с пониманием и одобрением. На западе Украины захваты храмов канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) не были редкостью и до переворота. 

Заметим, 2 декабря Церковь празднует образ Пресвятой Богородицы, именуемый «В скорбех и печалех Утешение». Православные знали, что раскольники не успокоятся, узнав о вердикте Апелляционного суда. О том, что прихожане и священники села Птичье, защищая Божий храм, к скорбям и печалям были готовы, мы узнаем 18 декабря, в канун дня празднования памяти святителя Николая. В этот день «киевский патриархат» решил взять реванш за проигрыш в суде. «Они являются слугами не Бога, а Денисенко», - говорит о них один из современных проповедников. Нашёл в этом деле себе применение и вездесущий «Правый сектор»…

+++

Село Птичье находится на юге Волыни, почти на границе Малого Полесья и Повчанской возвышенности, на границе Волыни с Галичиной, в часе-полутора езды к югу от Ровно и Луцка, к северу – от знаменитого Почаева, к западу – от Острога. Через село проходит Львовская железная дорога и автотрасса Киев - Чоп. В определённых исторических обстоятельствах Птичье, как мы увидим, приобретает стратегическое значение.

…Православие на Волыни утверждено издревле. Град Владимир-Волынский упоминается в летописях с 988 года и является одним из древнейших на Руси. В тот год Владимир Креститель посадил в нём на княжение своего сына Всеволода. В средние века этими землями, входившими в состав Речи Посполитой, владел князь Константин-Василий Острожский (1526-1608), известный поборник православия, противник унии с Ватиканом, основатель училища и типографии в Остроге, в которой работал первопечатник Иван Федоров. В память об Острожском князе, защитнике православия, на памятнике 1000-летия России в Новгороде Великом помещён его скульптурный портрет. 

Невольно обращаешь внимание на то, что Птичье во время Первой мировой войны, в июне 1916 года, было очищено от австро-немецких войск в ходе Брусиловского прорыва; что в июне 1941 года село оказалось в центре крупного танкового сражения, во время которого лейтенант Красной армии Александр Фролов осуществил своим горящим танком первый в истории войны таран и уничтожил врага. В марте 1944 года Птичье было освобождено от гитлеровских войск частями Первого Украинского фронта под командованием маршала Г.К. Жукова… 

И ещё на то обращаешь внимание, что в нынешних украинских изданиях употребляют слово не «освобождено», а «захвачено» («село захоплено Червоною Армією»). Гитлеровцев предлагается почитать «своими», красноармейцев – захватчиками… Так и кажется, что эти пространства поражены червоточиной измены издревле, может быть, со времён, когда ими одно время владел Святополк Окаянный. Но и усилия князя Острожского были не напрасны. По его ходатайству игуменом Дубенского монастыря неподалёку от села Птичье был назначен иеромонах Иов, в будущем преподобный Иов Почаевский. Под его руководством Иван Фёдоров и напечатал первую славянскую Библию. В последующем преподобный Иов положил немало сил на строительство храмов в Почаевской обители; создал там типографию, много писал в защиту православия, противостоял униатству. 

Сегодня жители села Птичье, которые не уехали на заработки в Европу или в Россию и не вовлечены в АТО, заняты в сельском хозяйстве. К слову сказать, в АТО уже погибли несколько селян: киевская власть стремится повязать с собой кровью как можно большее число украинцев, генерируя в них ненависть. И вот наступило 19 декабря, праздник Николы зимнего…

+++

О событиях 18-19 декабря в селе Птичье сообщил митрополит Ровенской епархии УПЦ Варфоломей, опубликовав на епархиальном сайте открытое обращение к президенту Украины П.Порошенко. Перед нами предстаёт картина: «На Ровенщине в день памяти Чудотворца и Святителя Николая произошли страшные события. В селе Птичье начались настоящие погромы и насилие на фоне религиозной вражды. Местные власти, правоохранительные органы, радикалы «Правого сектора», подстрекаемые представителями Киевского патриархата начали гонения и физические расправы с гражданами Украины…»

Митрополит Варфоломей пишет, что «во время попыток верующих попасть в собственный храм (на вечерню 18 декабря) их били, против них применяли слезоточивый газ». На видео мы видим одного из священнослужителей УПЦ с разбитой головой, второго – пострадавшего от струи слезоточивого газа в лицо, видим пламя коктейля Молотова, слышим взрывы петард. Но попасть верующим в храм всё же удалось. После вечерней службы часть общины закрылась в помещении церкви. Деятели «киевского патриархата» и их фанаты отрезали храм от электроснабжения и воспрепятствовали передаче в храм теплой одежды (в декабре!) и продуктов питания. И всем затворившимся в храме они желали «сдохнуть». «Скажите, кто в такой ситуации настоящий преступник?» - спрашивает митрополит Варфоломей украинского президента. Бесполезно спрашивать.

Далее было битьё стёкол в домах верующих, порезанные шины автомобилей, стрельба…

20 декабря митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время своей воскресной проповеди в лаврском храме Антония и Феодосия рассказал о ситуации в селе Птичье и призвал верующих молиться о священнике Николае, настоятеле Успенского храма, и его пастве. 

21 декабря о событиях в селе Птичье на ежегодном Епархиальном собрании в Москве говорил патриарх Кирилл… Тем временем конфликт в селе Птичье получил международную огласку.

22 декабря патриарх Сербской Православной Церкви Ириней обратился с письмом поддержки к предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию. Вслед за патриархом Болгарской Православной Церкви Неофитом он выразил возмущение попытками отобрать у канонической УПЦ МП две её святыни - Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. «Для всего православного мира Киево-Печерская и Свято-Успенская Почаевская Лавры – это величайшие святыни, и мы с негодованием узнали о намерениях передать их раскольникам, не признанным ни одной из Святых Православных Церквей».

Примечательно, что в этот же день (22 декабря) Хозяйственный суд Ровненской области вынес решение, которым обязал «киевский патриархат» другого села Дубенского района – села Мильча – устранить препятствия в пользовании храмом верующими УПЦ. Прецедент в Птичье, возможно, выявит ещё и другие храмы УПЦ на Волыни и в Галиции, где законные владельцы не чувствуют себя хозяевами. 

23 декабря в Ровно состоялся массовый крестный ход с участием большого количества монашествующих, а затем и молитвенное стояние под стенами Ровенской облгосадминистрации. Кроме хоругвей и икон в руках верующих были самодельные плакаты: «Мы против религиозного сепаратизма и рейдерства», «Верните нам наши храмы!!!»

Противостояние в селе Птичье продолжается. Чиновники всех уровней - на стороне рейдеров от «КП». Правда, применительно к Украине в словосочетании «государственные чиновники» слово «государственные» следовало бы писать в кавычках. Они такие же «государственники», как фан-клуб раскольника Денисенко - верующие. О том, что конфликт подогревается Ровенской обладминистрацией, говорит протоиерей Виктор Земляной: кассационный иск с требованием отменить судебные решения по храму в селе Птичье был подан от имени Ровенской ОГА. «Сначала они говорят, что… стараются все сделать по закону, - говорит отец Виктор, - и тут же подают иск, чтобы закон не исполнять».

Поначалу власти пожелали, чтобы службы в храме велись поочерёдно – «киевским патриархатом» и законным владельцем. Затем, думая, что принимают соломоново решение, решили вообще запретить службы. Теперь, по состоянию на 24-25 декабря, мы слышим заявление представителя «архиепископа КП Илариона» о том, что они согласны строить в селе Птичье свой храм, «только при условии, если на это согласится общественность». Общественность, представленная «Правым сектором» и «киевским патриархатом», не согласится. Нынешняя украинская власть, нутром антиправославная, заинтересована в затягивании любого конфликта, способного хоть на время отвлечь граждан от общего неблагополучия в стране. 

…Горстка прихожан Свято-Успенского храма в селе Птичье, что под Ровно, на западе Украины, продолжает стояние за веру. Положить конец надругательству над религиозным достоинством православного человека может лишь самая широкая международная огласка. 

Оцените статью
0.0