Еврокомиссия против Польши

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

13 января 2015 года Еврокомиссия устами первого заместителя председателя ЕК, комиссара по межведомственным отношениям и верховенству права Франса Тиммерманса заявила о начале процедуры проверки соответствия решений польского сейма о Конституционном суде и СМИ принципу верховенства закона. 

Конечным итогом процедуры может стать лишение Польши права голоса в Европейском союзе. Лидер фракции либеральных демократов в Европарламенте бельгиец Гай Ферхофштадт заявил, что Брюссель пошёл на столь жёсткий шаг, дабы не допустить развития событий в Польше «по венгерскому сценарию».

Что касается Венгрии, то наднациональным структурам ЕС она не угодила тем, что долгое время отказывалась присоединиться к антироссийским санкциям, высказывала недовольство наращиванием группировки НАТО в Европе и не выразила горячей поддержки государственному перевороту на Украине в феврале 2014 года. 

В действиях нового польского правительства Брюсселю не нравится, в частности, то, что по инициативе правящей партии «Право и справедливость» («ПиС») был принят закон о регулировании государством работы общественных СМИ и Конституционного суда. Тиммерманс уже заявил о готовности вылететь в Польшу для обсуждения данного вопроса с польским руководством, которое своими действиями ставит под угрозу базовые принципы Евросоюза. 

В Польше на выпады ЕК реагировали достаточно резко. 

Премьер-министр Беата Шидло заметила, что демократическим институтам в их стране ничто не угрожает. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский заявил, что в Брюсселе неверно оценивают ситуацию в Польше, и это может привести к ухудшению отношений между Варшавой и ЕС. 

Депутат сейма Марек Якубяк (избран от движения Павла Кукиза «Кукиз-15») отметил недопустимость иностранного вмешательства во внутренние дела Польши: «О состоянии нашей демократии мы позаботимся сами. Братской помощи нам не надо. Нет причин, чтобы с нами разговаривали, как с европейцами второго сорта», - заявил Якубяк. 

Уполномоченный МИД Польши по юридическим вопросам и правам человека Александр Степковский уточнил, что в своём порыве ЕК вышла за дозволенные юридические рамки, поскольку надзорные функции в отношении страны-члена ЕС должны осуществлять общесоюзные учреждения (например, Совет Европы), а не отдельные страны. 

«Отдельные страны» - это намёк на Германию и её союзников (Нидерланды, Люксембург), которые громче других грозят Варшаве серьёзными последствиями, вплоть до санкций. Франс Тиммерманс представляет в Еврокомиссии как раз Нидерланды, а Гюнтер Эттингер, европейский комиссар по цифровой экономике и обществу, и Мартин Шульц, председатель Европарламента (оба являются ярыми сторонниками «наказания» Польши), – представители Германии. 

Тот же М. Якубяк указал на скрытые причины антипольской позиции Берлина: «В отношениях с Польшей Германия думает не об общих идеях, а только об экономических интересах на территории Польши и гигантской прибыли, выколачиваемой из нашей страны… Немецкие интересы есть практически в каждой отрасли польской экономики». В частности, весьма значительным является присутствие германского капитала в польских СМИ.

Министр юстиции Польши Збигнев Зёбро направил Ф. Тиммермансу открытое письмо, где выразил недоумение давлением Брюсселя «на демократически избранные парламент и правительство» Польши и напомнил о заинтересованном молчании ЕК в ситуации, когда правившая ранее партия «Гражданская платформа» («ГП») во главе с нынешним председателем Совета Европы Дональдом Туском, которого в Польше считают ставленником Берлина, «монополизировала работу Конституционного суда». 

Председатель Совета Европы Д. Туск – бывший премьер-министр Польши, но самой Польше это мало чем может помочь. Д. Туск оказался в сложном положении. Представитель оппозиционной, а ещё совсем недавно правящей партии «Гражданская платформа» («ГП»), он, с одной стороны, заинтересован в ослаблении позиций «ПиС» в стране и на международной арене, с другой - не может открыто поддержать Брюссель, так как знает, что поляки ему этого не простят. 

В итоге Д. Туск выбрал промежуточную позицию: заверил европарламентариев, что поляки – самый проевропейский народ, и напомнил, что для правящей «ПиС» он лично – враг №1 «и не только потому, что сидит в Брюсселе». 

Это заявление ещё больше обострило ситуацию, спровоцировав внутриполитические разборки в самой Польше. Член Европейского парламента Здзислав Краснодембский («ПиС») заявил, что полякам ещё предстоит узнать степень причастности «ГП» к принятию Еврокомиссией антипольского решения. 

Слова пришлись к месту. Многие поляки сейчас задаются вопросом, действительно ли позиции Польши в Европе так прочны, как их убеждал в этом Дональд Туск. Напрашивается ответ: если бы были прочны, вряд ли ЕК осмелилась столь бесцеремонно разговаривать с Варшавой. 

Согласно внутреннему законодательству ЕС, процедура ограничения полномочий государства-члена ЕС, чьё поведение несёт «системную угрозу» фундаментальным принципам Европейского союза, может быть инициирована Еврокомиссией, Европарламентом или третью всех членов Союза, в котором состоят 28 стран. 

Со страной-«нарушителем» предусмотрен структурированный диалог. В случае отказа «нарушителя» подчиниться запускается процедура наказания в виде отказа в финансировании инфраструктурных проектов и вплоть до лишения права голоса в институтах ЕС. 

По сути Берлин так и делает: инициирует разбирательство руками ЕК, но через своих союзников в европейских структурах. Геополитические интересы Германии проступают в этом совершенно отчётливо. Ведь действия Варшавы, несущие «системную угрозу» сложившемуся европейскому порядку, грозят подорвать гегемонию немцев в Восточной Европе, которая и есть синоним «европейского порядка». Как написал один из польских журналистов, ещё минута - и Польшу обвинят в нападении на Германию в 1939 году.