Перейти к основному содержанию

Пан Ги Мун и Саманта Пауэр выкручивают руки лидерам Африканского континента

С 21 по 31 января в штаб-квартире Африканского союза (АС) в Аддис-Абебе (Эфиопия) проходил очередной саммит этой международной организации. О значении встречи говорит появление на ней  Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который выступал там дважды, а потом ещё и провёл пресс-конференцию, больше походившую на третье выступление. Формально главной темой саммита было положение женщин, но на самом деле была предпринята попытка решить вопрос о вводе войск в Бурунди... Кто-то из африканских лидеров с идеей сдать своего бурундийского коллегу согласился, но многие от этого отказались, понимая, по ком звонит колокол...

С 21 по 31 января в штаб-квартире Африканского союза (АС) в Аддис-Абебе (Эфиопия) проходил очередной саммит этой международной организации. О значении встречи говорит появление на ней  Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который выступал там дважды, а потом ещё и провёл пресс-конференцию, больше походившую на третье выступление.

Формально главной темой саммита было положение женщин, но на самом деле была предпринята попытка решить вопрос о вводе войск в Бурунди. Пан Ги Мун попытался оказать давление на глав африканских государств. Давление прошло не во всех случаях. Кто-то из африканских лидеров с идеей сдать своего бурундийского коллегу согласился, но многие от этого отказались, понимая, по ком звонит колокол.

Генсек ООН прямо выразил своё разочарование, заявив на пресс-конференции по окончании саммита, что «если сложившаяся ситуация будет продолжаться, то будет ещё больше погибших». Нервозность Пан Ги Муна была столь сильной, что он пустился в безумную арифметику, заявив, что жертвами ситуации в Бурунди стал «почти» миллион человек! В действительности количество погибших за 2015 год оценивается в пределах четырёх сотен. Абсолютное большинство погибших – гражданские лица, которых убивают «неизвестные лица». Говорить в данной ситуации о «миллионе» - нездоровое нагнетание страстей. Есть тут и расчёт. С четырьмя сотнями жертв («по оценкам СМИ») ситуацию в Бурунди нельзя передать в Международный уголовный суд. Ведь МУС может рассматривать только такие ситуации, которые отвечают критериям «широкомасштабности» совершаемых преступлений и «многочисленности» жертв. И здесь дефект арифметики Пан Ги Муна выглядит как установка для СМИ, которые, с одной стороны, должны поднять накал страстей,  с другой – обеспечить подсудность бурундийской ситуации Международному уголовному суду. Примеры такой эквилибристики цифр с целью обеспечить подсудность международным трибуналам хорошо известны: это и «геноцид» в Сребренице, где якобы было убито более 8 тысяч «мужчин и мальчиков», и геноцид в Руанде, где якобы было убито «более миллиона» тутси. (1) Нечто подобное проделали несколько недель назад верховный комиссар ООН по правам человека и международные «правозащитные» организации, заявившие, что Бурунди стоит на пороге «геноцида».

Ход, надо сказать, эффектный: по сути, африканским лидерам дали понять, что им лучше выдать своего бурундийского коллегу суду или они сами будут иметь дело с «международным правосудием». Тем более что именно в день открытия саммита в Гааге открылся очередной судебный процесс над бывшим (свергнутым) президентом Республики Кот-д’Ивуар Лораном Гбагбо. Вряд ли здесь простое совпадение, учитывая, что дата начала этого процесса переносилась неоднократно.

Впрочем, отказ Африканского союза решить вопрос о военной миссии в Бурунди может иметь и другую сторону, а именно – вмешательство со стороны ООН. Всего за несколько дней до приезда Пан Ги Муна в штаб-квартиру Африканского союза Бурунди посетила специальная миссия Совета Безопасности ООН, в которой главную роль пыталась играть постоянный представитель США  Саманта Пауэр. Несмотря на мощное давление на президента П.Нкурунзизу, С.Пауэр не удалось добиться капитуляции бурундийских властей. Возможно, такой цели и не ставилось, а сам визит был имитацией деятельности, позволяющей позднее, при принятии решения о вводе войск в страну, говорить, что все имеющиеся в распоряжении дипломатические средства были исчерпаны. Главное, у Пауэр состоялись встречи с местной оппозицией, которая мечтает об иностранном вторжении для свержения нынешнего правительства. Скоординированность визита делегации СБ ООН в Бурунди и приезда Пан Ги Муна на саммит Африканского союза имеют целью шантаж руководителей стран Африканского континента, которых поставили перед выбором: либо ввести войска в Бурунди самим, либо подчиниться СБ ООН, который готовит свою миротворческую миссию «в связи с неспособностью решить проблему на региональном уровне». 

Постоянный представитель США в СБ ООН С.Пауэр в составе делегации Совбеза после встречи с президентом Бурунди П.Нкурунзизой

Накануне визита членов СБ ООН в Бурунди было усилено информационное обеспечение подготовки ввода войск. Так, французское телевидение показало жуткие видеозаписи жестоких преступлений, которые, согласно этому каналу, якобы были совершены в начале прошлой недели в Карузи (центральная часть Бурунди) силами безопасности и членами молодежного крыла правящей партии, известного как «Имбонеракуре». Канал «Франс-3» утверждает, что получил эти видеоматериалы при содействии Бернара Мэнгэна, бельгийского адвоката, защищающего интересы радикальной оппозиции, и, в частности, организаторов попытки государственного переворота в Бурунди в мае прошлого года. 

Правительство Бурунди направило специальное письмо в Совет Безопасности ООН, в котором указывается, что «показанные видеоматериалы были сняты не в Бурунди и тем более не в последние дни. Доказательством тому служат ветхое состояние видеоматериалов и звучащий в них язык, который нисколько не похож ни на один язык или диалект, используемый в этом регионе». (2) 

Саммит в Аддис-Абебе не принял решения о вводе войск в Бурунди,  но от идеи не отказался. Африканский союз направит делегацию в эту страну для того, чтобы предотвратить ввод ооновских войск, более опасный, чем операция  межафриканских сил. В частности, предлагается использовать введение значительно более малочисленного контингента, чем предлагалось раньше (5 тысяч военнослужащих), для сбора нелегального оружия и защиты тех участков границ, которые представляют особую опасность (прежде всего, граница с Руандой, откуда, по утверждениям правительства Бурунди, ведётся переброска оружия и бандформирований).

Делегацию Бурунди на саммите АС возглавлял вице-президент страны Джозеф Буторе, получивший высшее образование в России

Официальная позиция правительства Бурунди состоит в решительном отказе принимать какие-либо войска: «Если вы хотите помочь Бурунди - не вводите войска» - так сформулировал позицию страны министр иностранных дел Алэн Ниамитве. (3)

В заключение отметим, что Пан Ги Мун и МУС с выкручиванием рук африканским лидерам, видимо, перестарались: главы государств и правительств Африки на своём саммите приняли решение начать процедуру обсуждения коллективного выхода из Международного уголовного суда.  

(1) Мировые СМИ начали истерию с цифры «миллион», которая затем трансформировалась в 700 тысяч, а этническая принадлежность убитых претерпела трансформацию из «тутси» в «тутси и хуту».
(2)  Письмо Временного поверенного в делах Постоянного представительства Бурунди при Организации Объединенных Наций от 22 января 2016 года на имя Председателя Совета Безопасности // Документ ООН:  S/2016/72 от 25 января 2016 года.
(3) См. интервью министра иностранных дел Бурунди А.Ниамитве
Оцените статью
0.0