322

Громкий скандал на межгосударственном уровне между Хорватией и Украиной

Загреб заказал Киеву ремонт всех своих истребителей и к тому же решил купить ещё несколько подержанных. В итоге из 12 МиГов летают только три. Что же под видом отремонтированных боевых машин продали украинцы и как им это удалось?

Загреб заказал Киеву ремонт всех своих истребителей и к тому же решил купить ещё несколько подержанных. В итоге из 12 МиГов летают только три. Что же под видом отремонтированных боевых машин продали украинцы и как им это удалось?

Отчего МИГи - не летают? Теперь ответ на этот вопрос ищут хорватские следователи. История — на 17,5 миллионов евро.

Для Хорватии — удар по обороноспособности, для Украины — очередной удар по имиджу: скандал на международном уровне - коррупция на экспорт. Согласно договору, Украина должна была отремонтировать семь истребителей МиГ-21 ВВС Хорватии плюс продать еще пять подержанных самолетов, предварительно так же отремонтировав их. После капремонта оказалось, что летать могут лишь три самолета. Скандал — на самом высоком уровне.

"Мы следим за развитием ситуации, и мы ждем результатов расследования. Но, я хочу сказать, что я обеспокоена теми сообщениями, что я получаю", - призналась президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович.

"Все находится в руках государственной прокуратуры, которая обладает полной информацией и всеми документами. Если выяснится, что кто-то виноват в том, что произошло, они не уйдут от ответственности. Мы приведем в исполнение долгосрочный план развития хорватских вооруженных сил. К концу этого года мы постараемся определиться со способом защиты нашего воздушного пространства", - сообщил министр обороны Хорватии Йосип Булевич.

Конечно, и президент Хорватии, и министр обороны комментируют сдержанно. Ведь это история о том, как мигом не стало всей истребительной авиации Хорватии. Пресса балканской страны пестрит заголовками "Наши МиГи фальшивые!".

"Наша авиация была уничтожена!" В статье приводятся подробности того, как Украина должна была повысить обороноспособность одной из стран-членов НАТО, на деле же проданные машины оказались, по сути, покрашенной грудой металлолома. 

"Расследование военной полиции показывает, что самолеты могли быть собраны из деталей, купленных в различных странах мира. Так, есть серьезные основания полагать, что фюзеляжи самолетов из Болгарии, крылья — из Алжира. Наши источники утверждают, что корпуса машин из Болгарии могут принадлежать самолетам, об уничтожении которых София отчиталась перед НАТО. Теперь вопрос в том, по каким каналам они прибыли на Украину?" – пишет хорватская пресса.

То есть, судя по всему, то, что было списано, и по документам уничтожено в Болгарии, купила Украина, немного подделала, в том числе и документы, и продала уже Хорватии. Такой вот круговорот старых советских МиГов между странами НАТО при посредничестве их важного союзника - Украины. Как выясняется, на самолетах были перебиты серийные номера. Номера запчастей не соответствуют документации. Некоторые ремонтные работы вообще не выполнены.

В ВВС Хорватии теперь говорят, неладное можно было заподозрить еще раньше. По контракту перед приемкой самолеты в Одессе должен был облетать хорватский пилот, но украинская сторона не дала этого сделать под разными предлогами - сперва ссылались на погоду, потом сообщили, что, мол, на Украине идут боевые действия, поэтому летать небезопасно. По этой причине и в Хорватию истребители отправились не своим ходом, как предполагалось, - их привезли по частям на грузовике.

Украинские специалисты разгружают один из таких МиГов на авиабазе в Хорватии. С виду и в правду как новенькие. Но проблемы с истребителями начались сразу после сборки: протекали топливные баки, не работали радары, самолеты постоянно ломались. 

Как пишет пресса, возможно, на украинском предприятии — хорватским инспекторам показывали работу над МиГами Йемена, в то время как в соседнем цехе буквально по частям собирали самолеты для Хорватии. Теперь правоохранители пытаются выяснить, как так вышло, что деньги улетели, а МиГи приехали. Бывший министр обороны Хорватии, при котором и был подписан контракт, настаивает: все было прозрачно.

"У нас было два варианта проведения капитального ремонта: в Украине и в Румынии. Наш комитет - группа экспертов из инженеров, техников и офицеров. Решил, что лучший выбор - это Украина, где уже работали над МиГами для другой страны", - поясняет экс-министр обороны Хорватии Анте Котроманович.

Как выясняется, предложение было так же и от Израиля, но Минобороны Хорватии его рассматривать уже не стал.

Теперь военная полиция Хорватии, говоря о ремонте МиГов на Украине, все чаще употребляет слово "взятка", выясняют, кому в Минобороны заплатили за контракт, который с появлением новых деталей все больше напоминает мошенничество.

На Украине, говоря о скандале, тоже ищут чужих среди своих. И как всегда первое, что бросается в глаза, — дела семейные: один из топ-менеджеров предприятия Укрспецэкспорт, которое и занималось ремонтом хорватских самолетов - 24-летний Антон Пашинский, сын народного депутата Сергея Пашинского, он, в свою очередь, в Раде возглавляет комитет по обороне. Сохранить лицо украинской оборонки теперь пытается посол в Хорватии.

"Мы говорим о МиГ, а не о старой машине, которая находится на ярмарке в Боснии и Герцеговине в ожидании продажи. Я вас умоляю, это же военный самолет. Эта история не должна получить огласку, пока все не будет полностью проверено и исследовано", - считает посол Украины в Хорватии Александр Левченко.

Украина настаивает: самолеты хорошие, Хорватия парирует: не летают. В обеих странах ждут окончания расследования.

По материалам: 1tv.ru

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.