Куда привела иракско-американская демократия?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В 2003 году американская армия оккупировала Ирак, чтобы «свергнуть кровавую диктатуру Саддама Хусейна и принести в эту страну демократию». Что здесь сыграло главную роль – традиционное невежество американцев в делах Востока или лживость внешней политики США, неизвестно, но вся пропаганда Вашингтона строилась на том, что правящая в Ираке партия Баас была аналогом гитлеровской НСДАП, а иракские шииты находились на положении евреев в Третьем рейхе. Результатом стало решение «ливанизировать» Ирак, выделив квоты в парламенте и правительстве для шиитов, суннитов и курдов. 

Агония системы

Сегодня правящие политические силы Ирака можно разделить на три группы. 1. Объединенный блок курдских партий, главными из которых являются Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). ДПК и ПСК соперничают за власть и влияние у себя на родине, но солидарно выступают в Багдаде. 2. «Суннитские объединенные силы» Усамы ан-Нуджайфи и «Национальный диалог» («Хивар») Салеха аль-Мутлака. Данные группировки не имеют большого влияния среди суннитской общины и рассматриваются большинством суннитов в качестве коллаборационистов. 3. Наиболее влиятельная в кабинете министров коалиция Иракский национальный альянс (ИНА), объединяющая представителей крупнейших шиитских партий. Разнородный конгломерат политиков, входящих в ИНА, до недавнего времени сплачивало общее соперничество с курдами и суннитами и страх перед взрастающим влиянием этих этнорелигиозных групп. Однако сегодня факторы сплочения иракских шиитов заметно ослабевают.

Произведенный в годы американской оккупации раздел системы власти в Ираке по этноконфессиональному признаку (шииты – сунниты – курды) не только сорвал формирование единой иракской нации, начавшееся при Саддаме Хусейне, но и привёл к расцвету клановости, к редкостной неэффективности управления и чудовищной коррупции. По разным оценкам, из иракского бюджета за последнее десятилетие было украдено около 330 миллиардов долларов, а сумма установленных «откатов» за подряды на осуществление общественных работ составляет до 70% от их стоимости. 

Коррупция, как раковая опухоль, поразила все институты новейшей иракской государственности. Одной из причин легкого захвата Мосула боевиками террористической организации «Исламское государство» стало полное разложение иракской армии, годившейся лишь на то, чтобы собирать дань на блокпостах. Так, парламентское расследование выявило присутствие в армии 55 тысяч военнослужащих, числившихся в списках, но не появлявшихся в казармах. Выделенное им довольствие шло в карман генералов и офицеров. Сами иракцы в шутку прозвали таких солдат «космонавтами». Такая система долго существовать не могла, и последние месяцы мы, похоже, присутствуем при ее агонии.

«Самый опасный человек в Ираке»

Основных причин нового витка политического кризиса в Ираке две. Во-первых, растущее недовольство иракцев новыми правителями, которые были приведены к власти в результате американской оккупации и ничего не дали народу кроме нищеты и войны. Во-вторых, соперничество между США и Ираном за влияние на Ирак. 

Экспансия террористической группировки «Исламское государство» в 2014 году в сочетании с развалом иракской армии и полной неспособностью правительства Нури аль-Малики противостоять экстремистам повлекли за собой отставку правительства в августе 2014 года. Новым премьер-министром стал Хейдар аль-Абади. Он, как и аль-Малики, является одним из лидеров Партии исламского призыва («Да'ава»), но принадлежит к другой фракции. В отличие от проиранского аль-Малики Хейдар аль-Абади, долгое время проживавший в Великобритании, считается прозападным политиком.

Протесты с требованием замены нынешнего кабинета на компетентное правительство технократов начались в Ираке 4 марта. Возглавил их Муктада ас-Садр - «самый опасный человек в Ираке», как ещё в 2004 году прозвали его американские оккупанты. 

Первоначальный план Хейдара аль-Абади по реформированию правительства был согласован с американским планом обновления иракской политической сцены, предусматривавшим вывод с нее многих проиранских статусных политиков, включая и Муктаду ас-Садра. Американцы составили список из 53 иракских политических лидеров, виновных в выводе из страны в офшоры 181 миллиарда долларов. Резидентура ЦРУ в Ираке пригрозила, что, в случае если представители иракских политических кругов не поддержат новое либерально-технократическое правительство, этот список будет предан огласке. Неизвестно, впрочем, возымела ли эта угроза действие на условия жизни в Ираке. 

В планах американцев был вывод на иракскую политическую сцену ряда политиков, проживавших в последнее время в эмиграции в США и Европе. К ним относятся, в частности, Али Аллауи, которого в Вашингтоне намечали на должность нового министра финансов; Имад аль-Хурсан, проживающий в настоящее время в Америке и считающийся близким к Пентагону; некоторые бывшие баасисты, такие как Вафик ас-Самарраи, возглавлявший в годы ирано-иракской войны службу безопасности партии Баас, но затем перешедший в оппозицию к Саддаму Хусейну и покинувший страну. Конечной целью этой операции было вытеснение проиранских кадров и увеличение американского военного присутствия в стране вплоть до размещения в Ираке шеститысячного американского контингента «инструкторов» для «борьбы с ИГ».

По мнению иранского аналитика Али Мусави Хальхали, Муктада ас-Садр решил помешать осуществлению американского плана, действуя по принципу «если не можешь противостоять какому-либо движению, возглавь его». Целью широкого протеста, организованного ас-Садром, были перехват у аль-Абади инициативы по формированию правительства, а также дискредитация его самого. Это в значительной степени удалось. 

Есть ли шанс у иракского государства?

Наиболее острый момент противостояния настал в двадцатых числах марта, когда М. ас-Садр заявил, что «если реформы и дальше будут носить не серьезный, а косметический характер», то он вместе со своими последователями пойдет на штурм «Зеленой зоны» (района в центре Багдада, где расположены иностранные и правительственные объекты). 

Новое обострение политической ситуации началось 18 апреля, когда Хейдар аль-Абади под давлением пошел на попятную с программой реформ. После встречи с президентом Фуадом Маасумом, спикером парламента Салимом Джубури, лидером партии Высший исламский совет Аммаром аль-Хакимом, лидером блока «Бадр» Хади аль-Амири, Усамой ан-Нуджайфи и Салехом аль-Мутлаком иракский премьер подписал «Национальный документ по реформам», подразумевающий, в частности, что назначения министров должны осуществляться президентом после согласования с лидерами партийных блоков. После этого Муктада ас-Садр призвал к возобновлению протестов, которые переместились с улицы непосредственно в парламент. 

Около 170 депутатов иракского парламента, большинство среди которых составили сторонники Муктады ас-Садра и Нури аль-Малики, инициировали сидячую забастовку в парламентской резиденции. В результате им удалось добиться отставки спикера Салима аль-Джубури. 27 апреля иракский парламент утвердил 5 министерских кандидатур, представленных премьером. Кульминация народных протестов пришлась на 30 апреля, когда митингующие снесли бетонный забор, ограждающий «Зеленую зону», и ворвались в здание парламента, оттягав за волосы нескольких народных избранников. К настоящему моменту страсти несколько утихли, но предсказать дальнейшее развитие событий не возьмётся никто.

Ситуация в Ираке остаётся сложной. С одной стороны, политическая лихорадка существенно осложняет борьбу с «Исламским государством». С другой стороны, нынешний кризис может привести к созданию новой правящей коалиции не на сектантской и клановой, а на общенациональной основе. Неслучайно среди протестующих есть как шииты, так и сунниты. Например, поддержку шиитскому аятолле ас-Садру оказал политик-суннит Мишан аль-Джубури, бывший баасист, много лет участвовавший в антиамериканском сопротивлении. При этом Муктада ас-Садр, возглавлявший в 2004-2008 годах непримиримое крыло иракских шиитов и наводивший своей «Армией Махди» ужас на врагов, даёт понять, что он готов выступить лидером общенационального движения за обновление Ирака.