Перейти к основному содержанию

Российскому газу ценовые войны не страшны

Европейский газовый рынок ожидают в ближайшее время крупные перемены. Главной из них станет рост цен на газ, который затронет как крупнейшие энергетические компании, так и рядовых потребителей. А это в свою очередь приведёт к изменению конфигурации всей системы обеспечения энергобезопасности в Европе и заставит государства более внимательно подходить к оценке действующих и перспективных газовых проектов...

Европейский газовый рынок ожидают в ближайшее время крупные перемены. Главной из них станет рост цен на газ, который затронет как крупнейшие энергетические компании, так и рядовых потребителей. А это в свою очередь приведёт к изменению конфигурации всей системы обеспечения энергобезопасности в Европе и заставит государства более внимательно подходить к оценке действующих и перспективных газовых проектов.

О том, что экспортные цены на газ, привязанные к нефтяным котировкам, достигли дна и в ближайшее время должны пойти вверх, заявил заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Александр Медведев. По сути, рост экспортных цен на российский газ уже наблюдается. В частности, премия при зарубежных поставках «Газпрома» по сравнению с ценой внутреннего рынка достигла 20%, в то время как в начале текущего года она составляла 16%. При этом следует учитывать, что значительная часть экспортных контрактов «Газпрома» (в том числе европейских) привязана к ценам на нефть с опозданием в 6–9 месяцев. 

Сложившаяся ситуация сулит европейскому газовому рынку новый виток ценовых войн. И основная линия противостояния здесь может пройти между ключевыми европейскими поставщиками Россией и Норвегией, с одной стороны, и американскими компаниями в сфере сланцевой индустрии - с другой. «Норвегия и Россия заполонили рынок», – отмечают немецкие СМИ и напоминают, что в 2015 году экспорт российского газа в Западную и Центральную Европу, а также в Турцию вырос более чем на 8% до 158,6 миллиарда кубометров газа: это соответствует 31% всего европейского импорта голубого топлива. В первом квартале этого года «Газпром» увеличил экспорт в Европу ещё на 28%. Норвегия, в свою очередь, занимает второе место в списке поставщиков газа на европейский рынок и способна нарастить экспортные поставки (в прошлом году они составили 108 миллиардов кубометров, а в первом квартале 2016 года выросли на 17%, достигнув, по данным норвежского оператора Gassco, двухлетнего максимума). 

Начавшиеся в конце апреля поставки в Европу американского сжиженного природного газа (СПГ) дали основания многим в Еврокомиссии заявить о дальнейшем падении цен на российский газ и анонсировать пересмотр соответствующих долгосрочных контактов европейских потребителей с «Газпромом». Действительно, за последний год цена на российский газ снизилась более чем вдвое - до 147 долларов за тысячу кубометров, достигнув десятилетнего ценового минимума. Назывался и примерный уровень нового падения цен – 100 долларов за тысячу кубометров к лету текущего года. 

Однако разворот рынка нефти в сторону ценового роста и сокращение экспортных поставок газа в Европу от других поставщиков (за исключением России и Норвегии) оказался более значимым фактором, нежели поступление СПГ из США. В настоящее время ближайшим уровнем стабилизации цен на российский газ является показатель в 160 долларов за тысячу кубометров, что соответствует «точке безубыточности» для американского СПГ. Однако это рассчитано, исходя из существующего уровня мировых цен на нефть – чуть ниже 50 долларов за баррель. В случае же продолжения нефтяного ценового ралли новой точкой отсчёта цен на российский газ для Европы, согласно имеющимся данным, может стать уровень в 205-210 долларов за тысячу кубометров.

Соответствующие расчёты базируются на новых прогнозах будущей динамики мировых цен на нефть. Так, аналитики американского банка Citigroup резко повысили прогнозные оценки на 2016–2017 годы. Согласно их данным, котировки нефти марки Brent превысят ценовой уровень в 50 долларов за баррель уже в третьем квартале текущего года, а не в четвертом, как предполагалось ранее. Сырьевые рынки, судя по всему, уже оставили худший этап позади и теперь во главе с нефтяным рынком восстанавливают ранее понесенные потери, считают в Citigroup. 

Аналогичные прогнозы делаются и в странах-членах ОПЕК. В частности, министр энергетики и промышленности Катара Мохаммед бен Салех аль-Сада назвал «справедливым» для своей страны уровень нефтяных котировок не менее 65 долларов за баррель. «Рынок нефти медленно, но неуклонно восстанавливается. К счастью, фундаментальные факторы показывают, что рынок движется в правильном направлении. Однако я не думаю, что мы достигли справедливых цен. Нам необходимы более справедливые цены, чтобы у нас была возможность для привлечения большего объёма инвестиций. Это необходимо для обеспечения адекватного предложения на мировом рынке нефти и во избежание какого-либо ценового шока», - подчеркнул катарский министр. 

Что особенно важно - это заявление было сделано представителем Катара в преддверии намеченного на 2 июня в Вене очередного саммита ОПЕК. Причём именно Мохаммед бен Салех аль-Сада занимает в 2016 году пост действующего президента ОПЕК. И именно Катар является крупнейшим экспортером СПГ, а следовательно, выступает конкурентом и для России, и для Норвегии, притом что последние две страны конкурируют на европейском газовом рынке не только с Катаром и США, но и между собой.

И норвежские поставщики во главе с компанией Statoil, даже по признанию местных СМИ, проигрывают «Газпрому». «Норвежского газа Европе не хватит», он «дорогой и будет еще дороже», пишет норвежское издание VG, приводя расчёты Института энергетических исследований в Оксфорде: «Уровень издержек в Норвегии «традиционно один из самых высоких в Европе». Квартальный отчёт Statoil говорит о том, что издержки компании при производстве газа составляют 1,04 доллара за миллион Btu (британская тепловая единица). У российского гиганта «Газпром» соответствующая цифра в 2015 году составляла 0,4 доллара. Различие в цене было бы еще больше, если бы крона в последние два года не ослабла примерно на 30%. И, говоря откровенно, несложно увидеть, у кого больше шансов продавать в Европу дешёвый газ в будущем». 

«Во время того, что мы можем назвать «последним нефтяным бумом» - в 2008-2012 годах - были сделаны гигантские инвестиции для обеспечения будущих поставок газа из Норвегии. Результаты неутешительны. Найденных месторождений было мало, они были небольшие и дорогие. Баренцево море не стало гарантией возрождения норвежской нефтяной и газовой сказки», - заключает VG. 

Что же касается расчётов на то, что СПГ из США поможет «сбить» цену на российский газ, то они необоснованны. Даже если американские экспортёры достигнут пика своих возможностей и откажутся от поставок в другие районы мира (что практически неосуществимо, учитывая, что даже «пилотный» танкер пришёл в феврале не в Европу, а в Бразилию), то объёмы американского газа, поставляемые на европейские рынки, не превысят 24 миллиардов кубометров. Между тем, по данным Еврокомиссии, совокупная годовая потребность стран ЕС в газе достигает 426 миллиардов кубометров. Другими словами, поставки СПГ из США при самом благоприятном для американцев раскладе способны покрыть потребности Евросоюза примерно на 5-6%. И это без учёта того, что в ближайшие годы зависимость ЕС от внешних источников энергосырья будет продолжать возрастать и к 2030 году может превысить по газу 80%.

В такой ситуации особую эффективность приобретают долгосрочные контракты и рассчитанные на многолетние поставки трубопроводные проекты, ведущую роль в которых играет Россия.

Оцените статью
0.0