Перейти к основному содержанию

Порты города Находки

Россия – не только энергетическая, но и транспортная держава, что, на наш взгляд, даже важнее: транспорт, транзит - ресурс возобновляемый, не «проедаемый», обеспечивающий постоянный прирост рабочих мест, требующий большей квалификации. В геополитике со времён британца Маккиндера за Россией утвердилась слава «хартленда» (материковой сердцевины мира), но хартленд реализует свой геополитический потенциал тогда, когда он способен притянуть (и перетянуть) транспортные маршруты планеты...

Россия – не только энергетическая, но и транспортная держава, что, на наш взгляд, даже важнее: транспорт, транзит - ресурс возобновляемый, не «проедаемый», обеспечивающий постоянный прирост рабочих мест, требующий большей квалификации. В геополитике со времён британца Маккиндера за Россией утвердилась слава «хартленда» (материковой сердцевины мира), но хартленд реализует свой геополитический потенциал тогда, когда он способен притянуть (и перетянуть) транспортные маршруты планеты, в том числе главный из них: Западная Европа – Восточная Азия. Еще семь лет назад значимость этого маршрута оценивалась в 293 млрд. долл. в год.

«Прекрасный город-порт»

Я уже писал о том, как мало в России удобных гаваней и как здесь в лучшую сторону выделяется Приморье. Береговая линия округи города Находки, превосходя всё Черноморское побережье Кавказа, вместила десяток портов, от старых Рыбного, Торгового, до новых в бухте Врангеля и «новейшего» нефтеналивного Козьмино. 

10 апреля 1939 года в бухту Находка прибыла комиссия ЦК ВКП (б) во главе с Андреем Ждановым, после долгих осмотров подытожившим: «На этом месте будет прекрасный город-порт». 7 октября того же года было принято постановление ЦК и Совнаркома «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в Находку». Затем последовало секретное постановление «О перебазировании судоремонтного завода из Владивостока в Находку». Владивосток оставался военно-морской базой, торгово-рыбная часть уходила в Находку. 

Город, родившийся в 1950 году, уже к 1972 году по грузообороту порта обогнал Ленинград, став вторым в Советском Союзе после Одессы. 

Самые дорогие из генеральных грузов (не насыпных, не наливных, поддающихся пересчёту) перевозятся контейнерами, и в 1970-е была запущена Всесоюзная ударная стройка - Порт Восточный, ориентированный на обработку контейнеров. На юго-восток от растущей Находки с её рыбным и торговым портами выбрали бухту Врангеля, незамерзающую, глубоководную, каких в России считаные единицы. Для судна дедвейтом 150.000 тонн нужна глубина у причала 20 метров.

Почётный гражданин Находки, знаменитый ныне путешественник, художник Фёдор Конюхов  рассказывал мне о замечательном времени первых строительных десантов, в составе которых он трудился в Порту Восточном. Контейнерный порт успел заработать ещё в советское время, позже возникла понятная пауза, и только на рубеже веков на этой идеально выбранной площадке выросло несколько специализированных портов, в том числе и угольный гигант ОАО «Восточный порт». 

Важно отметить, что «Восточный» строился в увязке с «подгонкой» Транссиба под контейнерный мост Европа – Азия.  В 1971 году по Транссибирской магистрали было перевезено 2.300 контейнеров, в 1976-м  – уже 50.000. К 1991 году Транссибирской контейнерной системой, мощность которой достигла к тому времени 150.000 контейнеров/год, пользовалось более 20 стран Азии и Европы. Развал СССР остановил этот прогресс, но сегодня план контейнерного моста Европа - АТЭС вновь возродился: программа «Восточный полигон» синхронно поднимает пропускную мощь Транссиба, БАМа и приморских портов. 

                                               Приморско-сибирская связка

Все расчёты подтверждают: Транссиб в сочетании с портами российского Приморья  — это потенциально лучший мост из Европы в Азию. Скорость движения на морском маршруте через Суэц, Индийский океан уже почти достигла технологического предела (30-40 суток, в зависимости от типов судов), тогда как по приморско-сибирскому пути 40-футовые контейнеры из Японии в Германию доставляют за 22 суток, а модернизация, или решение «проблемы колеи», сократит это время до 18 суток. 

Фактура переваленных грузов – один из портретов страны. Данные 2014 года (в процентах по отношению к 2013-му): сырая нефть - 96,1 млн. тонн (-7,6%), нефтепродукты – 63,0 млн. тонн (+16,5%) — выросла доля переработки. И сухогрузы: всего 135,7 млн. тонн (+13,6%), уголь - 56,6 млн. тонн (+15,3%). Почти весь прирост по углю, кроме Усть-Луги на Балтике, дали дальневосточные порты.

Уступая по удельной стоимости контейнерам, уголь сегодня значительно опережает большинство товаров по объёмам перевалки. При этом угольные терминалы - технологически наиболее сложные портовые предприятия. Россия по ресурсам ископаемых углей занимает первое место в мире. Разведанные запасы углей России -198 млрд. тонн, геологические ресурсы - 4.139 млрд. тонн. Добыча (2008) – 328 млн. тонн в год. То есть при сохранении этого уровня запасов угля России хватит на 479 лет, ресурсов – на 12.619 лет.

И соревноваться за рынки АТЭС России приходится, прежде всего, с Австралией – экономически развитой страной, которая при всей своей развитости делает серьёзнейшую ставку на экспорт сырья - угля.

Запасы нефти и газа ограничены. Сам характер этого «производства» где-нибудь в Персидском заливе выглядит примерно так: сто западных инженеров, тысяча пакистанских рабочих и один местный шейх с калькулятором, считающий прибыль. Подобная социальная пирамида устойчиво воспроизводит себя десятилетиями, никто в этой пирамиде больше не нужен. 

Уголь в этом смысле куда более «народный» товар. Его добыча поддерживает и воспроизводит большую, традиционно активную в социальном отношении группу населения - шахтёров, обеспечивает заказами крупное производство машин и оборудования. Добавьте к этому транспортировку угля железной дорогой, открывающую социально значимые возможности комплексного развития регионов.  

Я бы сравнил подачу нефти и газа по трубопроводам с капельницей, поддержавшей страну в трудные годы. А к моменту, когда нефть и газ иссякнут, страна должна прочно стоять на опорах глубоко диверсифицированной экономики, включающей, подчеркну, такую мощную инфраструктуру, какой является индустрия добычи, транспортировки и экспорта угля. Эпоху власти «нефтяных шейхов» ещё будут вспоминать, возможно, как интересный, но странный период мировой истории. 

…Рынок угля был сильно «перегрет». В 2014 году тонна стоила 75 долларов, 3-4 годами ранее и до 110 долл. В Находку прилетали десятки китайских бизнесменов, порой просто с чемоданами наличности: «Срочно грузите!» Тут любой «хозяйствующий субъект», в какой бы сфере ни хозяйствовал, если имел хоть сто метров причальной стенки, мигом превращался в «угольного экспортера»… ОРТ, которое вело расследование, зафиксировало: «В 2012 году концентрации угольной пыли в атмосфере города Находки была в 2,2 раза выше предельно допустимых норм…» 

Пик проблемы пришелся на 2014 год: вся гигантская дуга бухты Находки, начиная от мыса Астафьева, стала цепочкой угольных терриконов. Там, где раньше принимали, обрабатывали рыбу, морепродукты, минеральные удобрения, технологическую щепу, контейнеры... - всюду громоздились гигантские горы угля. Даже лес-кругляк, на что ходовой товар, отодвинули, на лесном терминале - те же терриконы. «Угольная лихорадка», весь город в угольной пыли, специальные бригады отмывают городские памятники.

С председателем Общественной палаты Приморского края, директором Дальневосточного отделения Института истории, археологии и этнографии РАН Виктором Лаврентьевичем Лариным мы говорили о проблеме перевалки угля – как важную с точки зрения именно сохранения населения Приморья. Созданная Общественной палатой рабочая группа (руководитель – общественный деятель и бизнесмен Валентин Лабонин) отыскала пути решения. 

Главный путь – специализация. 

Переломный год

За первое полугодие 2014 года ОАО «Восточный порт» в бухте Врангеля по объёмам отгрузки угля обошел все остальные порты Находки, вместе взятые: 10,76 млн. тонн против 10,58... Результат был достигнут без каких-либо административных мер. Только новое оборудование плюс специализация. Правильный угольный терминал - это сложный завод: тандемные вагоноопрокидыватели, ветрозащитные сооружения, стакеры, реклаймеры (специализированные роторные установки, грузящие уголь), закрытые конвейеры, похожие на гигантские трубы.

И это ещё не всё. То, что для обывателя «просто уголь», - на самом деле 30 различных марок. Раздельное хранение, погрузка предполагают дополнительное оборудование, десятки гектаров площади. Далее: шахты, карьеры – не стерильные операционные. В поток угля попадает много посторонних предметов, вагонный парк добавляет свои обломки, остатки прошлых грузов. Здесь проблема решается с помощью магнитоулавливателей, которые за смену  набирают контейнеры мусора. Конечно, купят уголь любой кондиции, особенно при «перегретом рынке», но… чудес не бывает: необработанный идет с большим «дисконтом». 

Ну а главное – чистота перевалки. На терминале «Восточный порт» - системы очистки воздуха со степенью фильтрации 98%. Над открытыми складами – 240 оросителей, аспирационные установки, системы туманообразования. Мощная снегогенераторная установка - также защита от угольной пыли. Плюс системы пылеподавления на самой последней стадии в трюме корабля. Вода, использованная в этих экранах, искусственном тумане, снеге, собирается, очищается и запускается в новые циклы. 

И всё это работает. Итог: в Восточном порту, который является «промзоной», воздух, улицы, стены домов чище, чем в жилых микрорайонах Находки. Предприятие осуществляет сегодня переработку экспортно-импортных грузов на площади 132 га, имеет 8 морских причалов протяжённостью 2,4 км. Глубина у причалов позволяет принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн.

Оцените статью
0.0