Перейти к основному содержанию

ШОС: поле сопряжения интересов

Июньский саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте ознаменовался важным событием: Индия и Пакистан подписали меморандумы об обязательствах ратифицировать все договоры, действующие в ШОС, что открывает им путь к полноправному членству в Организации... Специалисты полагают, что новая геополитическая конфигурация ШОС может не только придать дополнительный импульс экономическому росту в странах-членах Организации, но и способствовать переходу мировой системы из её нынешнего турбулентного состояния в состояние более плавной эволюции...

Июньский саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте ознаменовался важным событием: Индия и Пакистан подписали меморандумы об обязательствах ратифицировать все договора, действующие в ШОС, что открывает им путь к полноправному членству в организации. Принципиальное решение о расширении Шанхайской организации сотрудничества за счёт присоединения к ней двух крупных государств Южной Азии было принято в 2015 году на саммите ШОС в Уфе, а в столице Узбекистана был совершён следующий необходимый шаг.

Специалисты полагают, что новая геополитическая конфигурация ШОС может не только придать дополнительный импульс экономическому росту в странах-членах организации, но и способствовать переходу мировой системы из её нынешнего турбулентного состояния в состояние более плавной эволюции. 

С вступлением в ШОС Индии и Пакистана государствами-членами организации станут четыре ядерные державы – Россия, Китай, Индия, Пакистан; общая численность населения государств ШОС составит около трёх с половиной миллиардов человек, совокупный ВВП, по оценкам, будет близок к 30 триллионам долларов. К тому же Индия и Китай остаются наиболее энергично развивающимися экономическими системами современного мира. Такова общая картина.

Дипломаты любят поговорку: «Дьявол – в деталях!» («The devil lies in the fine print»). И в данном случае детали тоже существенны. Они имеют значение и для углублённого понимания долгосрочных интересов Дели и Исламабада в Евразии (в том числе в плане их возможного сопряжения), и для оценки перспективных многосторонних проектов на евразийском пространстве в условиях транспортной революции.

Путь Индии в ШОС был довольно долгим. Страна получила статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества в 2005 году, на пятом саммите ШОС в Астане. С тех пор Дели деликатно проявлял заинтересованность в своей более активной роли в ШОС, в то время как Россия и Казахстан настойчиво работали над тем, чтобы убедить других членов организации в необходимости полновесного участия Индии в деятельности ШОС.

В 2009 году было принято решение начать «горизонтальное расширение» ШОС после надлежащей «вертикальной консолидации» организации, а в 2014 г. был включен «зелёный свет» для новых участников объединения.

Почему участие в деятельности ШОС столь важно для Индии? На этот вопрос отвечает опытный индийский дипломат и известный эксперт Ашок Саджанхар: «Безопасность, геополитические, стратегические и экономические интересы Индии тесно переплетаются с развитием событий в регионе. Существующие и возникающие новые вызовы со стороны терроризма, радикализма и нестабильности представляют серьезную угрозу суверенитету и целостности не только Индии, но и стран, образующих более отдалённый круг соседства (имеется в виду Центральная Азия. – А.В.)». Расширение ШОС, в число членов которой входят и богатые минеральными ресурсами центральноазиатские государства, позволит выработать в рамках организации общие правила торговли этими ресурсами, менее подверженные колебаниям конъюнктуры.   

Таким образом, одним из важных интересов Индии является получение свободного доступа в Центральную Азию, в чем стратегически заинтересованы также элиты государств этого региона. Культурное влияние Индии здесь имеет длительную и положительную историю. На этой почве естественным выглядит долгосрочное сопряжение интересов Индии и России, достигаемое благодаря международному транспортному коридору (МТК) «Север - Юг», основными участниками которого выступают Россия, Индия и Иран. Так уж случилось, что Дели «форсировал» свою деятельность по созданию МТК под влиянием решения о прокладке «пакистанского транспортного коридора» с активным участием Китая. Одной из несущих конструкций МТК справедливо считается иранский порт Чабахар (Chabahar), в модернизации которого ожидается инвестиционное участие Японии.  Страна восходящего солнца также заинтересовалась перспективами транспортной революции, суть которой - диверсификация транспортных маршрутов в Евразии. На мой взгляд, такое развитие сети сухопутных и водных коммуникаций позволит выработать принципы нового геоэкономического равновесия на Евразийском континенте. 

Вполне очевиден и общий стратегический интерес Индии, России и Китая в укреплении стабильности существующих политических систем в государствах Центральной Азии. Можно надеяться, что постоянный диалог по проблемам безопасности в рамках ШОС принесёт успехи в борьбе с терроризмом в этой части света, а также послужит предотвращению всевозможных «цветных революций», навязчивая тяга к организации которых будоражит сознание правящих кругов некоторых внерегиональных держав.

Свои особенности имеют и мотивы Пакистана, который наряду с Индией становится полноправным членом ШОС. С одной стороны, как отмечет пакистанское издание Nation, Исламская Республика Пакистан демонстрирует желание диверсифицировать свою внешнюю политику, обогатив её новыми геополитическими и экономическими смыслами. С другой стороны, постоянный диалог в рамках ШОС способен создать в перспективе новые, более благоприятные условия для нормализации исторически слвожных пакистано-индийских отношений.

Стоит подчеркнуть, что в пакистанской интеллектуальной элите одновременное вступление обоих государств Южной Азии в ШОС рассматривается как шанс на улучшение экономических отношений Исламабада и Дели. А если к этому добавить фактор терпения и сдержанности с индийской стороны (как при Манмохане Сингхе, так и при Нарендре Моди), то можно ожидать, что двусторонние экономические связи Индии и Пакистана начнут-таки развиваться. Это позволит сделать общую атмосферу отношений между Дели и Исламабадом менее идеологизированной, способствующей совместной работе во имя достижения конкретных взаимовыгодных результатов.

Что касается точки зрения Москвы на индийско-пакистанские отношения, то она остаётся неизменной на протяжении десятилетий. В Индии знают, что Россия заинтересована: а) в сохранении единства и территориальной целостности Пакистана (в том числе как одного из условий достижения внутриполитической стабильности в «постамериканском» Афганистане); б) в укреплении традиций гражданского правления в Исламской Республике Пакистан, в предсказуемости её социально-политического развития, в выходе её на траекторию устойчивого экономического роста.

Активное вовлечение Пакистана в деятельность Шанхайской организации сотрудничества отвечает долгосрочным интересам не только России, но и Индии.

Оцените статью
0.0