Пекин принял американский вызов в Южно-Китайском море

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Оставшееся почти незамеченным в средствах массой информации «окончательное решение» третейского суда в Гааге по спору в Южно-Китайском море очень скоро будут считать началом холодной войны США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Созывая в 1899 году все государства Европы, Азии и Северной Америки на первую в мировой истории мирную конференцию в Гаагу – мелкий городишко с населением в 100 тысяч человек, российский император Николай II видел, что в Европе дело идёт к войне. На призыв самого могущественного монарха Европы собрались представители 26 государств от США до Сиама: Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Персия, Мексика...

И тогда в Гааге договорились мирно преодолевать международные противоречия, а уж коли разгорится война – вести её гуманно, «по закону и обычаям». А ещё договорились не метать снаряды и взрывчатые вещества с воздушных шаров, не применять снаряды с отравляющими веществами, не использовать пули, изменяющие направление в теле человека. Тогда же, на волне дипломатической борьбы за всеобщий мир, инициатором которой стала Российская империя, был создан в Гааге и Международный третейский суд для решения споров между государствами…

Всё оказалось напрасно. Первая мировая разразилась уже через 15 лет, а постоянная палата Международного третейского суда (ППТС) - старейшая организация для разрешения международных споров – очень быстро превратилась в служанку Соединённых Штатов.

Сегодня ППТС не является отправляющим правосудие органом. Это лишь список лиц, из которых стороны спора в каждом случае выбирают арбитров, учреждая таким образом суд. Если быть точным, постоянная палата Международного третейского суда судом в прямом значении этого слова не является.

Что и заявил Пекин в ответ на «окончательное решение», принятое по обращению в ППТС Филиппин и утверждающее, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море в пределах «линии девяти пунктиров».

Филиппины обратились в Международный третейский суд ещё три года назад. Обратились в одностороннем порядке и после долгих консультаций с Вашингтоном. Поэтому Пекин с самого начала отказался принимать участие в разбирательстве - судей он не выбирал, да и сам «территориальный спор» в Южно-Китайском море считает политическим заказом США.

Издание Diplomacy and Defence, предвидя решение третейского суда, опубликовало аналитическую статью, в которой прямо указывается на то, что Филиппины действуют в данном вопросе по указке Госдепа США в момент, когда отношения между Пекином и Вашингтоном всё более обостряются. Исследователь из Китайского центра по изучению современного мира Чжао Мингао пишет: «Пекин и Вашингтон должны создать новый механизм для контролирования рисков… чтобы не навредить остальному миру». Чтобы не превратить глубокие различия между двумя странами в повод для конфронтации. Несколько дней назад на очередном заседании Стратегического и экономического диалога между Китаем и США (SED), ежегодно проходящем в Пекине, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что обе стороны должны тщательно избегать конфликтов.

Однако сам диалог в очередной раз стал местом предъявления счетов. США требуют от Китая уменьшить производство стали, которая конкурирует с американской. Требуют соблюдать право на интеллектуальную собственность (самый прибыльный товар из США). Американский министр финансов добавил к стали ещё и алюминий, производимый в Поднебесной. Американские «короткие деньги» рвутся на китайский рынок, а Пекин говорит им «нет», закрывая для американских инвестиций целые отрасли производства. Экономическая война разрастается, интересы сторон не совпадают, в чём-то они диаметрально противоположны, а нового Николая II с его империей на горизонте нет.

А тут ещё и Южно-Китайское море, которое американцы не хотят считать китайским…

Джон Керри призывал на заседании SED не решать проблемы в одностороннем порядке. Так ведь Пекин был бы не против, если бы в Вашингтоне учитывали двухтысячелетнее присутствие китайцев на спорных островах, если бы американская дипломатия признавала Международное морское право с его территориальными водами – 370 морских миль плюс шельф, если бы адмирал Гарри Харрис с 3-м, 5-м и 7-м флотами не советовал Пекину «уменьшить в Южно-Китайском море свою активность».

Сразу же после вынесения решения в Гааге глава Пентагона Эштон Картер обсудил с министром обороны Филиппин Делфин Лорензану новые обстоятельства. Стало понятно, почему всего пару месяцев назад министры обороны обеих стран встречались на американском авианосце «Джон Стеннис» в Южно-Китайском море. Ни в Вашингтоне, ни в Маниле не скрывают, что второй за полгода визит Картера на авианосец – предупреждение Китаю.

Итак, Китай остаётся с Соединёнными Штатами один на один. Но готов ли он позволить Вашингтону командовать в собственных территориальных водах?

Похоже, не готов. Территориальный суверенитет, а также права и интересы Китая в Южно-Китайском море ни при каких обстоятельствах не должны быть подвержены влиянию решения арбитража, инициированного по просьбе Филиппин, заявил 12 июня председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с председателем Европейского совета Дональдом Туском и председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, участвовавшими в саммите Евросоюз – Китай. 

А это значит, что Пекин принял американский вызов.

Декан Института финансов Реньминьского университета Китая Ванг Вен опубликовал в издании Diplomacy and Defence статью, в которой разоблачает «десять мифов», распространяемых западными СМИ. Южно-Китайское море, спорщиками за острова в котором выступают Вьетнам, Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань, было морем мира и спокойствия, пока там не появились «стратегические интересы США». И не Китай нарушил международное право (это миф), а Филиппины нарушили Декларацию о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море (статья 4), подписанную всеми странами этого региона и предполагающую решение споров между спорящими на основах дружелюбия и консультаций.

Миф номер два гласит, что «линия девяти пунктиров», начертанная Пекином еще в 1948 году, противоречит морскому праву. Однако эта линия не регулируется Международным морским правом, её начертание опирается на исторические права Китая на освоенные китайцами территории, в том числе и островные. Линия была установлена по итогам Второй мировой войны, вернувшей Китаю территориальный суверенитет в бассейне Южно-Китайского моря. При этом Китай не претендует на всё море целиком – это тоже один миф, созданный американскими пропагандистами. 

А ещё, утверждает китайский автор, есть мифы о том, что китайцы препятствуют свободной навигации, готовятся изменить «статус-кво» моря, усиливают своё военное присутствие и так далее. Мифов много, а причина их появления одна: Америка, нашпиговавшая этой район мира военными базами и авианосцами, никак не хочет потесниться в чужом доме.