Перейти к основному содержанию

Хорватия: перманентный политический кризис

12 сентября 2016 года в Республике Хорватия прошли внеочередные парламентские выборы. Необходимость в них возникла из-за того, что по результатам всеобщего голосования в начале ноября 2015 года в хорватском саборе (однопалатный парламент) не удалось сформировать парламентского большинства...

12 сентября 2016 года в Республике Хорватия прошли внеочередные парламентские выборы. Необходимость в них возникла из-за того, что по результатам всеобщего голосования в начале ноября 2015 года в хорватском саборе (однопалатный парламент) не удалось сформировать парламентского большинства. 

Страна, и так не выходящая из долговременного политического кризиса, стала погружаться в него ещё глубже. Все попытки трёх ведущих политических сил (коалиция «Хорватия растёт» во главе с правящей Социал-демократической партией [СДП], «Патриотическая коалиция», которую возглавляет оппозиционная консервативная партия "Хорватское демократическое содружество" [ХДС], и политическое движение «Мост») о чём-либо договориться, не увенчались успехом. 

Новые выборы снова не выявили очевидного лидера. По предварительным данным, ХДС получило 62 из 151 места в парламенте - на семь мандатов больше, чем у «Народной коалиции» во главе с СДП. Движение «Мост» получило 13 мандатов. При этом явка избирателей на выборах снизилась на 10%. В сабор также прошли «Коалиция единственный вариант» во главе с движением «Живая стена» (8 мандатов), Истарский демократический сабор (ИДС) (4 мандата), Коалиция для премьера во главе с Миланом Бандичем (2 мандата), Хорватский демократический союз Славонии и Бараньи (ХДСС) (1 мандат). Один мандат получил независимый кандидат и восемь мандатов разделили представители национальных меньшинств. 

Предвыборная кампания проходила в довольно нервной обстановке. В отличие от предыдущих выборов, которые состоялись всего 10 месяцев назад и на которых преобладала риторика на исторические темы, в этот раз все партии больше внимания уделили экономическому положению страны, в том числе её шансам как члена Европейского союза (Хорватия была допущена в ЕС в 2013 году). Попытки договориться предпринимались партийными лидерами неоднократно, но расхождения между партиями в предпочтениях того или иного будущего страны настолько велики, что практически не оставляют места для компромисса. 

«Мост» выступает за широкомасштабные экономические и политические реформы, суть которых сводит на нет все усилия ХДС по созданию единого хорватского государства. Не готовы к реформам и социал-демократы, в общем, понимающие, что на данном этапе у власти нет для таких реформ ни достаточных средств, ни политической воли. В ходе предвыборной агитации разгорелась борьба за голоса ветеранов войны и хорватов, которые проживают за пределами страны. СДП, в частности, пообещала вернуть участникам войны льготы и привилегии. 

Самой отчаянной попыткой воздействовать на историческую память хорватских избирателей стали провоцирующие высказывания лидера СДП Зорана Милановича, который заявил, что «сербы до сих пор мечтают властвовать на Балканах» и пригрозил блокировать переговоры Белграда с Брюсселем о вступлении Сербии в ЕС. ХДС со своей стороны предприняло определённые шаги для того, чтобы поднять рейтинг своей партии. Так, назначение нового лидера Хорватского демократического содружества Андрея Пленковича увеличило популярность ХДС, хотя и не так существенно, - на 5,5%. 

На сегодняшний день у Хорватии есть в общей сложности четыре варианта политического будущего страны. Первый вариант предполагает объединение ХДС, «Моста», представителей национальных меньшинств и ещё ряда независимых депутатов. Шансы образования такой коалиции достаточно велики. Особенно после шовинистических антисербских выпадов социал-демократа Зорана Милановича, которые насторожили представителей других национальностей, проживающих в республике. Однако переговоры ХДС и «Моста» по вопросу реформ могут, как это уже было, затянуться на неопределённое время и завершиться ничем. Во втором варианте возможно объединение «Моста», Народной коалиции, ИДС и национальных меньшинств (к их числу относятся итальянцы, сербы, чехи, словаки, албанцы). В таком союзе проблемой становится выбор председателя правительства. На этом посту каждая из партий, потенциально способных войти в правящую коалицию, видит своего лидера. Третий путь - объединение ХДС и Народной коалиции. С одной стороны, таким путём можно было бы сформировать самое стабильное правительство, но, с другой стороны, у партий так много разногласий, претензий друг к другу и взаимных обвинений, что этот вариант представляется мало вероятным. Последний выход - новые парламентские выборы. Однако сколько можно пытаться выбирать? В конечном счёте исход очередной внеочередной электоральной процедуры может разочаровать хорватских избирателей ещё больше. 

Хорватское общество было и остаётся расколотым. Такое положение вещей порождает политическое бессилие, ведёт к хронической неспособности партий, прошедших в сабор, сформировать сколько-нибудь работоспособное правительство. Того «европейского благополучия» и той «стабильности», которые хорватские политики сулили гражданам после вступления страны в Европейский союз, не видно и близко. 

Оцените статью
0.0