Перейти к основному содержанию

Космос и оружие

Повестка дня открывшейся 13 сентября 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН включает 168 вопросов. Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, среди приоритетных для России вопросов в этом обширном перечне – предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве...

Повестка дня открывшейся 13 сентября 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН включает 168 вопросов. Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, среди приоритетных для России вопросов в этом обширном перечне – предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве. 

До сих пор усилия Москвы, выступившей инициатором в достижении договорённостей о демилитаризации космоса, блокировались американской администрацией. На предыдущей 70-й сессии Генассамблеи ООН именно США (вместе с Израилем, Грузией и Украиной) проголосовали против проекта резолюции, внесённого Россией в соавторстве с еще 26 странами, о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве. 

Позиция Вашингтона по данному вопросу крайне противоречива. С одной стороны, пишет The Washington Post, США высказывают «обеспокоенность продолжающимися разработками противоспутникового оружия России и Китая», опасаясь появления технологии, которая может вывести из строя инфраструктуру национальной безопасности США в космосе. С другой стороны, эти опасения почему-то не выливаются в инициативу по заключению соответствующих международных договорённостей ограничительного характера. Наоборот, идёт блокирование усилий тех стран, чьи реальные или вымышленные действия вызывают у американских политиков «обеспокоенность». 

Так, в январе сего года заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, комментируя позицию своей страны на 70-й сессии Генассамблеи, заявила, что США не согласны с инициативами России и Китая по предотвращению размещения оружия в космосе. Причина – якобы не предложен механизм верификации, и соблюдение такого договора не поддается проверке. А заместитель помощника госсекретаря по контролю, верификации и проверке соглашений Мэллори Стюарт высказалась в том смысле, что США, мол, не против такого договора, но его заключению препятствует различное понимание сторонами ряда базовых терминов. По её утверждению, «определение "космические вооружения"» одной страны не совпадает с определением «космические вооружения» другой страной, а мирное использование космического пространства одним государством трактуется другим государством как своего рода размещение оружия в космосе. 

Свой вклад в блокирование усилий по предотвращению гонки вооружений в космосе (ПГВК) вносят и западноевропейские союзники США. Как подчёркивали в МИД РФ, государства-члены Европейского союза ранее занимали достаточно конструктивную позицию по ПГВК, сейчас же их подходы вызывают всё больше вопросов: «Достойно сожаления, – отмечали в российском внешнеполитическом ведомстве по итогам 70-й ГА ООН, – что второй год подряд они под давлением США воздерживаются при голосовании по резолюции по НПОК [неразмещение первыми оружия в космосе. – Ю.Р.]… Это дает основание сомневаться в их надежности как партнеров в диалоге по вопросам предотвращения силовых действий в космическом пространстве». 

В Вашингтоне говорят о необходимости достижения сначала «базисного консенсуса», который только и позволит продвигаться к «договору, рассчитанному на долгосрочную перспективу». 

Пусть так, но при любых условиях нужны практические шаги вперёд. А их нет. Казалось бы, лучшей площадки, на которой можно отрабатывать тот самый «базисный консенсус», чем Конференция по разоружению, трудно придумать. Однако за последние полтора десятилетия она не решила ни одного вопроса, за исключением сугубо процедурных. Россия ещё в 2008 г. вместе с Китаем официально внесла на Конференцию по разоружению полномасштабный проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве и уже который год безрезультатно пытается сдвинуть вопрос с мёртвой точки. Делегация США блокирует обсуждении проблемы. 

Видимо, США хотят иметь руки свободными для использования космического пространства в своих целях. С появлением у них соответствующих технологических возможностей они не остановятся перед тем, чтобы разместить ядерное оружие в космосе. И это будет, говорит директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, «нечто, меняющее правила игры в сфере стратегической стабильности», нечто, что «откроет ящик Пандоры, и другие государства, имеющие такие возможности, немедленно пойдут по тому же пути». 

С тем, что позиция США в вопросе об оружии в космосе обусловлена стремлением закрепить за собой позицию лидера в возможной гонке вооружений, согласны и многие эксперты. Так, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев напомнил, что у США уже выведены на орбиту обеспечивающие системы высокого качества (связь, видео- и радиотехническая разведка и т. п.), которые они не считают ударным оружием, подлежащим контролю. «Американцы, - говорит И.Моисеев, - не хотят накладывать ограничения на обеспечивающие системы, которые у них есть. Насколько известно из открытых источников, ударные системы они не разрабатывают. И естественно, хотят, чтобы договор был составлен так, чтобы то, что у них развито, принято на вооружение, в перспективе не было ограничено». 

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также считает, что США преследуют цель развязать себе руки, чтобы «самим спокойно продвигать оружие в космосе», обвиняя в этом других и подготавливая американское общественное мнение к выходу из тех ограничительных режимов, которые сейчас обсуждаются в ООН. 

Так или иначе, но подписанный в июне 2010 г. Б. Обамой документ «Национальная космическая политика Соединённых Штатов Америки» предусматривает беспрепятственное функционирование в космическом пространстве американских космических систем как национальной собственности США. 

Справедливости ради стоит отметить, что блокированию американцами усилий, направленных на неразмещение оружия в космосе, объективно способствует также позиция некоторых так называемых околопороговых стран – Израиля, Пакистана, Индии. Они вот-вот обзаведутся носителями, способными выводить полезную нагрузку на околоземную орбиту, и заранее не хотят брать на себя обязательства, которые бы их в чём-то ограничили. 

Реальность, однако, такова, что времени для решения проблем безопасного космоса остаётся всё меньше. Сегодня человечество обладает лишь одним действующим документом в этой сфере – заключенным в 1967 году Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Однако он не решает проблему в полном объёме, поскольку обязывает участников Договора лишь не размешать в космическом пространстве оружие массового уничтожения, а также запрещает «испытание любых типов оружия». Напомним, что и Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, в свою очередь, устанавливает ограничения лишь на испытание такого оружия в космосе, а не на его размещение там. 

Такая ограниченность наличных средств международного контроля тем более требует быстрых и эффективных усилий мирового сообщества по недопущению милитаризации космического пространства. Позволить кому-то вскрыть этот ящик Пандоры, вывести в космос любую оружейную систему – и мир получит новую область для гонки вооружений, практически не ограниченную ни масштабами, ни возможностями ударного оружия, которое там будет размещаться.

Оцените статью
0.0