Перейти к основному содержанию

Евросоюз: пошатнувшееся единство

С приближением даты 2 октября, когда в Венгрии состоится референдум по вопросу о соответствии обязательных квот по приёму беженцев, установленных Еврокомиссией, национальному законодательству, страсти накаляются...

С приближением даты 2 октября, когда в Венгрии состоится референдум по вопросу о соответствии обязательных квот по приёму беженцев, установленных Еврокомиссией, национальному законодательству, страсти накаляются. Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн призвал своих коллег по Евросоюзу исключить Венгрию из ЕС, заявив о несоответствии политики премьер-министра Виктора Орбана ценностям Европейского союза. 

Ассельборн - заметная фигура в неформальной иерархии евробюрократии. «Мы не можем согласиться с массовым нарушением системы фундаментальных ценностей Евросоюза, - заявил он в интервью немецкой Die Welt. - …Временное, а возможно и окончательное исключение Венгрии, - единственный путь для сохранения целостности ЕС».

Венгерская сторона ответила незамедлительно. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийарто назвал своего люксембургского коллегу легкомысленным человеком, который «без устали работает на разрушение европейской безопасности и культуры». Петер Сийарто подчеркнул, что обеспечение пограничного режима и решение вопросов о допуске или недопуске мигрантов относится к суверенным правам государства и народа. «И ни чиновники в Брюсселе, ни министр иностранных дел Люксембурга не смогут отнять это право», - отметил венгерский министр. Слова звучат очень решительно, они несомненно отражают позицию премьера Виктора Орбана, но способны ли они повлиять на планы Еврокомиссии по директивному распределению беженцев среди стран-членов Евросоюза?

В любом случае назревает конфликт, который выходит за рамки спора Будапешта и Люксембурга или Будапешта и Брюсселя.

Во-первых, ни у кого нет ясности в отношении механизма возможного «наказания» Венгрии (если до этого дойдёт). Согласно статье 7 Лиссабонского договора, ЕС можно вести речь не об исключении того или иного государства из числа членов Союза, а лишь о «приостановке привилегий», вытекающих из факта членства. Причем такое решение должно быть принято на уровне Совета Европейского союза единогласно (на основе консенсуса), что делает применение данной меры затруднительным, если не невозможным: позицию Венгрии по миграционному вопросу в той или иной мере разделяют многие государства Центральной, Восточной и Южной Европы.

Во-вторых, вряд ли случайно, что резкие антивенгерские высказывания министра иностранных дел Люксембурга появились на страницах ведущей газеты Германии. Ведь именно там миграционная проблема стала ключевой в ходе борьбы партий на земельных выборах и так же будет на предстоящих в следующем году выборах в бундестаг. 

Канцлеру Ангеле Меркель после недавнего сокрушительного поражения её партии на выборах в парламент земли Мекленбург - Передняя Померания необходимо срочно вносить коррективы в свою политику по миграционному вопросу – либо переводить стрелки на других. Для перевода стрелок Венгрия подходит как нельзя лучше, учитывая исторически непростые германо-венгерские отношения и особое мнение премьера Виктора Орбана по важнейшим вопросам европейской интеграции, а также по вопросу об отношениях с Россией.

В-третьих, в критике миграционной политики Брюсселя и Берлина Будапешт не одинок. Здесь фактически сложился консенсус в рядах Вишеградской группы, в чём Ангела Меркель могла убедиться лично, проведя в конце августа переговоры с главами правительств Венгрии, Чехии, Словакии и Польши. «Четвёрка» выразила своё несогласие с миграционной политикой, которую навязывает Евросоюзу Германия, в том числе с системой квот. «Чешская Республика не может согласиться с любой системой на основе обязательной квоты для принудительного распределения беженцев», - заявил, в частности, премьер-министр Чехии Богуслав Соботка. Венгерский премьер Виктор Орбан подчеркнул, что Евросоюз на сегодняшний день оказался не готов к решению целого ряда проблем: «ЕС утратил свою адаптивность, у нас нет ответа миграции и терроризму». А министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в контексте обострившихся в последние месяцы отношений его страны с Германией пошел ещё дальше и обвинил Берлин в пренебрежении интересами других стран-членов ЕС. «Мы часто видим, что Германия преследует достижение собственных целей… Конечно, каждая страна имеет право обеспечивать свои интересы, но в некоторых случаях мы хотели бы ожидать определённого уровня компромисса», - заявил Ващиковский.

Интересно, что по мере обострения споров о мигрантах происходит сближение Вишеградской группы с Австрией. Министр обороны Австрии Ханс Петер Доскозил уже назвал подход Берлина к вопросу миграционного кризиса «безответственным». Некоторые склонны видеть в этом признаки формирования в рядах Евросоюза антигерманского блока, в котором первую скрипку готова играть Вена. Неудивительно, что глава внешнеполитического ведомства Люксембурга, входящего в состав ещё одного неформального блока в ЕС (Бенилюкс), усмотрел прямую угрозу в заявлениях представителей государств Центральной и Восточной Европы.

Ну и, наконец, завершающая деталь. 16 сентября в словацкой столице Братиславе проходит неформальный саммит Евросоюза. Словакия, которая сейчас председательствует в Евросоюзе, занимает по вопросам миграции, пожалуй, ещё более антибрюссельскую позицию, чем Венгрия. Словацкий премьер-министр Роберт Фицо «всегда предостерегал ЕС от неконтролируемой иммиграции, которая принесёт террор», - пишет австрийская Die Presse

Так что гипотетическое исключение из Евросоюза Венгрии не решит проблему пошатнувшегося европейского единства. Вернее ожидать скорого оттеснения от власти в некоторых ведущих европейских странах правящих там ныне групп. В том числе в Германии.

Фото: euobserver.com

Оцените статью
0.0