Перейти к основному содержанию

Действительно ли отшибло память министру Ващиковскому?

Сенат и Сейм Польши соответственно 7 июля 2016 г. и 22 июля 2016 г. одобрили постановление о признании Волынской резни 1943 года геноцидом польского населения и об установлении 11 июля Национальным днём памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами против жителей II Речи Посполитой в 1943-1945 годах.

Сенат и Сейм Польши соответственно 7 июля 2016 г. и 22 июля 2016 г. одобрили постановление о признании Волынской резни 1943 года геноцидом польского населения и об установлении 11 июля Национальным днём памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами против жителей II Речи Посполитой в 1943-1945 годах.

«Сенат Речи Посполитой отдаёт дань памяти гражданам II Польской Республики, зверски уничтоженным украинскими националистами… Жертвы геноцида, совершённого в 1940-х гг. украинскими националистами, до сих пор не получили достойного поминовения, а массовые убийства не были названы геноцидом, как того требует историческая правда», - говорится в документе, принятом обеими палатами польского парламента. 

В Киеве, где после государственного переворота националистическая необандеровская идеология стала официальной, тут же ответили. 8 сентября 2016 г. Верховная рада Украины одобрила заявление «В связи с принятием Сенатом и Сеймом Польши постановлений от 7 июля 2016 года и 22 июля 2016 года по Волынской трагедии». В заявлении говорится: «Верховная Рада Украины с сожалением, разочарованием и глубокой обеспокоенностью восприняла решение Сената и впоследствии принятия Сеймом Республики Польша Постановления от 22 июля 2016 года «О чествовании памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан II Речи Посполитой в 1943-1945 годах», которым придана политически и юридически некорректная оценка… в момент наибольшей уязвимости Украинского Государства, которое находится в состоянии войны с Российской Федерацией». 

Киев призвал Варшаву «прекратить инструментализировать историческую науку ради достижения временных политических выгод [как будто украинские власти с их указами о «декоммунизации» не «инструментализируют» историческую науку до того, что вообще лишают народ Украины его прошлого. – В.Г.]... продолжить стратегическое партнерство… не поддаваться попыткам отдельных политических сил манипулировать чувствительными страницами исторического прошлого… сосредоточить усилия на конструктивном построении взаимоотношений между Украиной и Республикой Польша для укрепления партнерства в демократической Европе на основании европейских ценностей». В Киеве выразили также пожелание оставить «пространство для каждой стороны интерпретировать исторические факты…». 

Данное «пространство» и вместе с ним свобода рук нужны официальному Киеву для пропаганды украинского неонацизма. В польских семьях помнят, что это такое, хотя у власти в Польше находятся те, кому очень хочется повернуть жало украинского неонацизма в сторону России.

Чтобы сбить пламя назревающей войны исторических интерпретаций, 13 сентября в Киеве побывал министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Министр поспешил заверить Порошенко, что «волынским» постановлением сейм и сенат перевели тему «из политической плоскости в историческую», потому как «одним отшибло память, а другие не помнят о тех событиях». Мол, Польша и Украина «десятилетиями не были суверенными и не могли проводить суверенной исторической политики». 

Однако в самой Польше на слова Ващиковского жёстко отреагировал ксендз Тадеуш Исакович-Залесский, известный общественный деятель, последовательно борющийся с необандеровщиной: «Если кому и отшибло память, так это самому Ващиковскому, который был одним из двух министров (вторым был министр обороны), кто уклонился от голосования за постановление Сейма о поминовении убитых поляков…Он то ли не обладает элементарными знаниями по истории Польши, то ли цинично хочет всех убедить, будто миру ещё не известна вся правда о геноциде, учинённом ОУН-УПА и дивизией СС «Галичина», - заявил Исакович-Залесский. 

Политический обозреватель еженедельника Do Rzeczy Рафал Земкевич в пух и прах разнёс слащавую риторику Варшавы и Киева о взаимном почитании поляков, спасавших украинцев, и украинцев, спасавших поляков во время Волынской резни: «Вообразите, что Германия вместо поминовения жертв нацизма предложила поминать евреев, спасавших немцев во время Холокоста, и немцев, спасавших евреев!»

Ващиковский занимался в Киеве не только выяснением нюансов «исторической политики» своего правительства. Он ещё и сделал шаги к расширению формата Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) за счёт Украины по формуле 4+. На встрече с украинским премьером Гройсманом, главой СНБО Турчиновым и министром иностранных дел Климкиным польский гость обсудил планы сотрудничества в военной сфере и перспективы подключения Польши к переговорам по Донбассу наряду с Францией и Германией. 

Польша продолжает стремиться к региональному лидерству в Восточной Европе, но в самой «Вышеградской четвёрке» единодушия нет, и это Варшаве мешает. Так, несмотря на дружеские отношения Польши с Венгрией, поляки считают, что Виктор Орбан слишком далеко идёт навстречу Москве. А втиснув Украину в Вышеградскую группу, Польша могла бы получить дополнительного союзника.

Правда, и тут во взаимоотношениях членов Вышеградской группы возникают сложности. Словакия и Чехия получают немалую выгоду от транзита российского газа через Украину в Европу и выступают за сохранение территориальной целостности Украины. Дестабилизация Украины грозит им лишением газовых доходов. Венгрия, напротив, видит в наделении Закарпатья широкой автономией (подразумевается вплоть до фактического отделения) единственным средством защиты закарпатских венгров, а также русинов, которые охотно получают венгерские паспорта, от украинского неонацизма. 

В таких условиях Варшава пытается привести Вышеградскую группу и Украину к общему идеологическому знаменателю. Речи Ващиковского в Киеве о том, что украинским и польским историкам ещё предстоит поиск общей правды – куплет как раз из этой песни. «Или это прикрытие, служащее тому, чтобы с помощью политических гешефтов объявить другую «правду», которая переложит вину с украинцев на поляков, немцев и русских? - задаётся вопросом ксендз Тадеуш Исакович-Залесский. - Ващиковского за это… расцелуют апологеты УПА, но он потеряет уважение польских граждан». 

Оцените статью
0.0