Ветер перемен в Германии не обещает быть ласковым

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Главный итог выборов в земельный парламент Берлина 18 сентября: жители немецкой столицы отвергли большую коалицию ХДС и СДПГ, которая находится у власти в стране почти 3 года, и сделали это меньше чем за год до общефедеральных выборов. 

Это означает, что в Германии подул ветер перемен, и подняла его «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Да, «Альтернатива» пришла к финишу только пятой, а СДПГ – первой, но победа социал-демократов выглядит довольно жалкой. Их сегодня справедливо называют самым слабым победителем всех времён. Куда там до легендарного Вилли Брандта: во времена, когда этот политик возглавлял берлинских социал-демократов, они получали 62% голосов избирателей (это был февраль 1963 года). И то сказать: тогдашние проигравшие - христианские демократы - собрали 28%, то есть больше, чем сегодняшние победители! 

Победу действующего бургомистра Берлина Михаэля Мюллера, сохранившего пост за собой, отчасти обеспечил административный ресурс. Впрочем, это уже стало привычным. Таким же способом сохранили за собой посты премьер-министры Мекленбурга-Передней Померании, Саксонии-Ангальта, Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальца на последних состоявшихся там земельных выборах. 

Не говоря уже о временах расцвета социал-демократии при Вилли Брандте, даже сравнение с результатами предыдущих выборов 2011 года убеждает в том, что именно «Альтернатива» заслужила лавры победителей, получив с нуля максимальный рост голосов (см. график). Партия вошла в десятый по счёту из 16 земельных парламентов, получив в Берлине с первой попытки 7 мест. Она будет представлена в каждом из окружных советов города, причём в некоторых столичных округах за неё проголосовали более 20% избирателей.

Выборы в земельный парламент Берлина, 2011 и 2016 года, в % (по выборам 2016 г. данные на 18.46 от 18 сентября)

Укрепила свои позиции Левая партия: по всей вероятности, именно её пригласят социал-демократы в новое берлинское правительство. Такая коалиция была в Берлине при бургомистре Клаусе Воверайте (СДПГ) 10 лет и отличилась тогда жёсткой экономией, или, как говорили раньше, наступлением на права трудящихся. Правда, нынешний первый кандидат Левой в Берлине Клаус Ледерер признал, что тогда партией были допущены некоторые ошибки. Имеется в виду, в первую очередь, приватизация в 2004 г. 70 тыс. квартир, что для их жильцов обернулось заметными тратами. В ходе нынешней избирательной кампании партия выступила за снижение арендной квартплаты и увеличение количества неприватизированных квартир. Тут левые не промахнулись: эта тема для берлинцев актуальнее всех других, включая кризис с беженцами. 

Впрочем, что для города с 3,5 млн населения 79 тысяч беженцев, принятых в Берлине в прошлом году? Наверное, не так уж и много. В текущем году ожидается прибытие вдвое меньшего количества: во всяком случае, к июлю армия беженцев пополнилась 12 тысячами «новобранцев». Прошлой осенью и особенно зимой городским властям никак не удавалось справиться с наплывом мигрантов, которым приходилось днями стоять в очереди, дожидаясь приёма в Земельном ведомстве по социальным вопросам. Теперь к выборам в Берлине было открыто специальное ведомство по делам беженцев. 

С точки зрения отношения к мигрантам важно, что Берлин - город космополитичный. За последние годы лица явно не немецкой национальности стали на улицах города привычными, их наряды и манера поведения уже не воспринимаются как нечто экзотическое. Есть здесь и районы, население которых почти исключительно составляют иммигранты. Поэтому Ангела Меркель права, когда говорит об «открытости» Берлина, хотя бы и на птичьем языке (открытость, заявляет она, это «ключевой элемент берлинской идентичности»). 

Пёстрый, многонациональный Берлин, в отличие от консервативной, склонной к национализму провинции, относится к «пришлым» намного терпимее, чтобы не сказать безразличнее. К тому же столица обычно голосует с точностью до наоборот по сравнению с провинцией. Очень показателен в этом отношении пример Лондона, проголосовавшего против Brexit. 

Весьма показательно также, что Берлин благоволит зелёным. На всех выборах, которые проходили здесь после падения Берлинской стены, за них голосовали больше 10% избирателей, кроме 2001 года, когда левые (тогда ещё Партия демократического социализма (1)) поставили свой рекорд, набрав 23% голосов. Не совсем верно, однако, утверждать, будто Берлин в принципе отличается левизной, ибо современные зелёные - это не бунтари 60-70-х годов ХХ века. Это в высшей степени идеологизированная партия, которая на многие реальные проблемы общественной жизни смотрит сквозь мутные очки политкорректности. Кстати, идеологизация зелёных заметно сказывается на их внешнеполитической программе. В своей жёсткой антироссийской риторике они близки к некоторым деятелям нынешней ХДС (таким, как Норберт Рётген). 

Предположительно, именно зелёные войдут в правительство Берлина на ближайшее пятилетие. Как они уживутся с Левой партией? Пока такой состав коалиции существует только в Тюрингии, хотя там правительство возглавляет Левая партия, а не СДПГ, как будет в Берлине. Так что в каком-то смысле новая коалиция будет уникальной. 

А самое главное то, что при всех особенностях столичного голосования итог земельных выборов в Берлине находится в русле общей тенденции к снижению голосов, отданных за партии большой коалиции. Уже раздаются вопросы: а какое, собственно, право имеют оба гранда гордо именоваться «народными» партиями? И это что для столицы, что для захолустного Мекленбурга (где выборы состоялись двумя неделями раньше). 

В Мекленбурге «Альтернатива» и вовсе обогнала ХДС (!). А в Берлине если СДПГ ещё худо-бедно празднует победу, то ХДС получила очередной болезненный удар, что признают и некоторые партийные боссы. Так, еврокомиссар Гюнтер Эттингер считает итоги выборов «абсолютно неудовлетворительными» для своей партии; то же мнение, почти слово в слово, высказал и Михаэль Гроссе-Бремер, глава парламентской фракции ХДС в бундестаге. Поговаривают, что Ангела Меркель уже пообещала своим однопартийцам впредь воздерживаться от повторения на публике своей сакраментальной фразы «Мы сможем это» (Wir schaffen das) применительно к миграционному кризису. 

Вот только достаточно ли воздержаться от раздражающей людей фразы, если прежняя политика продолжается? 

Недовольство председателем (Ангела Меркель занимает этот пост уже 14 лет) в рядах её собственной партии, дотоле тщательно скрываемое, начинает прорываться наружу. Пока Меркель срывает раздражение на той же СДПГ: в ходе предвыборной кампании в Берлине, защищая непопулярного кандидата от своей партии Франка Хенкеля, она заявила, что за его промахи должен нести ответственность бургомистр Мюллер. 

Обращает на себя внимание и резкая критика, с которой на социал-демократического бургомистра Берлина обрушился премьер-министр Баден-Вюртемберга Винфрид Кречман. Заочная пикировка между этими политиками началась из-за «Альтернативы»: в пылу ораторствующий Мюллер назвал сторонников АдГ едва ли не нацистами. Такая запальчивость косвенно подтверждает, что ХДС прощупывает почву для коалиции с зелёными. Вроде бы резонно: зелёные представлены в 8 земельных правительствах, а ХДС - в 6 (Берлин не в счёт, Бавария - тоже, там вместо ХДС правит ХСС). 

И ещё одна важная деталь: между партиями теперь идёт более жёсткая конкуренция за избирателя. Нарастает конфликт между ХДС и баварской ХСС, которых раньше приторно именовали «сестринскими» партиями. Можно не сомневаться, что в ближайшее время такая конкуренция только усилится. Ветер перемен не обещает быть ласковым. 

(1) Левая партия была образована в 2007 г. в результате объединения Партии демократического социализма и партии «Труд и социальная справедливость», ранее отколовшегося от СДПГ левого крыла

Фото: theatlantic.com