Донбасс: всё висит на волоске

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Судя по официальным сводкам штабов вооружённых сил ЛНР и ДНР, начало текущей недели (ночь с воскресенья на понедельник 19 сентября, сам понедельник и ночь с понедельника на вторник 20 сентября) впервые за последние месяцы и с момента объявленного главами ЛНР и ДНР приказа об одностороннем прекращении огня с 00 часов 15 сентября выдалось спокойным, без обстрелов со стороны украинской армии. Однако никто не верит, что эта тишина надолго.

За два дня до наступления краткой передышки ВСУ попытались прорвать линию обороны вооружённых сил республик, спровоцировав их на ответный огонь. Всего же в тот день украинская сторона девяносто раз открывала огонь из 82-мм минометов, гранатометов, БМП и стрелкового оружия, нанося удары по Ясиноватой, Спартаку, Горловке, Широкой Балке, Зарянову и Петровскому району Донецка. 

А в первую ночь «режима тишины» ВСУ более пятисот раз открывали огонь по Макеевке, Ясиноватой, Тельманово и Горловке. В результате обстрелов шахт «Щегловская-Глубокая» и «Бутовская» почти 300 горняков были заблокированы под землей. Из-за прямого попадания в подстанцию без электроэнергии остались два поселка Червоногвардейского района Макеевки – Свердлово и Лесной, всего около полутысячи человек. На следующий день, 16 сентября, в результате обстрела украинскими войсками поселка Зайцево загорелся частный дом, его 90-летняя хозяйка получила ранения, в Докучаевске огнем ВСУ были повреждены четыре жилых дома. 

Своё решение не отвечать на обстрелы ВСУ глава ДНР Александр Захарченко поначалу обосновал необходимостью подтолкнуть Украину к выполнению ранее принятых обязательств по соблюдению перемирия. Однако впоследствии, комментируя непростую ситуацию на линии соприкосновения одному из местных новостных агентств, Захарченко заявил, что, если обстрелы населенных пунктов республики не прекратятся, «приказ о начале боевых действий последует незамедлительно». 

В ЛНР ситуация складывалась менее напряжённо, но ВСУ воевать не прекращали: по данным штаба Народной милиции ЛНР, на минувшей неделе, с 11 по 16 сентября, украинские войска восемь раз нарушили режим прекращения огня, ведя огонь из миномётов, гранатомётов и стрелкового оружия по населённому пункту Калиново, позициям войск республики у памятника князю Игорю в пригороде Луганска, а также по КПП «Станица Луганская». По данным разведки ЛНР, приказы об обстрелах отдавали командир 28-й отдельной механизированной бригады ВСУ полковник Зубовский и командир 9-го отдельного батальона 59-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ подполковник Иванов.

В ночь с 17 на 18 сентября украинские военные открывали огонь по подразделениям местной народной милиции дважды, обстреляв их позиции близ населённых пунктов Лозовое и Нижнее Лозовое. Кроме того, за пределами мест хранения отведенного вооружения у населенных пунктов Победа и Возрождение украинская сторона установила два зенитно-ракетных комплекса «Оса» и транспортно-заряжающие машины к ним. 

Положение обеих республик Донбасса говорит о том, что перемирие висит на волоске и может быть разрушено в любой момент. На чём будет основан мир, если противоречия между противоборствующими сторонами не устранены, а компромиссы так и не найдены? К чему может привести эта кратковременная тишина?

Главный редактор информационного портала «Комментарии. Луганск» Максим Чаленко считает, что Запад и патронируемый им киевский режим намерены использовать нынешнее перемирие для введения в Донбасс «третьей силы» - международного контингента в виде полицейской миссии ОБСЕ либо миротворцев ООН. 

В пользу интернационализации конфликта уже не раз высказывались и западные представители, и киевские власти. Замысел немудрён - взять мятежный Донбасс под свой контроль. «В то же время, - говорит М.Чаленко, - республики Донбасса всегда выступали против этого». 

Логика подсказывает, что ситуация «ни мира, ни войны» долго продолжаться не может. Рано или поздно замороженный конфликт снова перейдёт в горячую фазу, а положение блокированного Донбасса, по мере того как идёт время, становится только сложнее. «Ключевые вопросы жизнедеятельности республик по сей день не решены, и мешает им в этом украинская оккупация, – говорит находящийся в Донецке координатор движения «Интербригады», в прошлом командир артиллерии Второй бригады Народной милиции ЛНР Сергей Фомченков. – Сейчас республики страдают от нехватки электроэнергии и воды – водозаборы и крупнейшие электростанции остались на территориях, занятых Украиной. Там же остались и основные сельхозугодия Донбасса. Из-за введенной Киевом блокады нарушились существовавшие экономические связи, на предприятия республик перестало поставляться сырьё, нарушена система сбыта, также поломана отлаженная транспортно-логистическая система». 

Сергей Фомченков убеждён, что без выхода к границам Донецкой и Луганской областей республики не смогут полноценно существовать. «Нужно понимать, что на Донбассе мы имеем конфликт между Русским миром и Западным миром. И отката назад уже не будет, Запад в любом случае не оставит попытки ликвидировать такого серьезного геополитического соперника, как Россия, причем, не собственными руками, а при помощи Украины. Так что в любом случае точку в вооружённом конфликте на Донбассе ставить пока рано».

Вместе с тем у жителей Донбасса, которые давно уже не относят себя к Украине, не проходит страх перед тем, что их республики могут быть просто задушены. «Посмотрите для начала на карту, – говорит Константин Долгов, в прошлом один из лидеров харьковского сопротивления, а ныне донецкий общественный деятель. – Сегодня республики контролируют только одну треть Донбасса. А теперь сравните увиденное с картой Украины. Сравните человеческий и промышленный потенциалы противостоящих сторон. Уже то, что мы, при таком раскладе сил, успешно сопротивляемся, строим собственную государственность и вооруженные силы – является нашим безусловным достижением. Украина при помощи западных советников построила на оккупированном ею Донбассе три линии обороны, штурмовать их в лоб – значит терять людей, в огромном количестве, а наши людские ресурсы не безграничны. Другое дело, если ВСУ сами решатся на наступление, вот, в этом случае, дав им достойный отпор, мы можем попытаться изменить сложившееся положение». 

…Внимание мировых СМИ сосредоточено сегодня на Ближнем Востоке, на миграционном кризисе и выборах в странах Европы, на работе Генеральной Ассамблеи ООН, и это понятно. А тем временем существование нескольких миллионов людей на мятежной окраине Русского мира остаётся всё таким же неустойчивым, неопределённым и угрожаемым, каким оно стало с первых дней после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года…