Международный уголовный суд и загадка преступления в Тимбукту

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

27 сентября Международный уголовный суд (МУС) вынес приговор в отношении некоего Ахмеда аль-Махди, обвинявшегося в совершении преступлений против культурных ценностей во время вторжения «Аль-Каиды в странах Магриба» и «Ансар ад-Дин» на территорию Республики Мали. Завершился процесс, который можно считать уникальным в истории международного уголовного права. 

Во-первых, дело аль-Махди явилось первым в истории международного правосудия делом о наказании за совершение преступлений против культурного наследия народов. 

Во-вторых, приговор по делу аль-Махди стал первым в Международном уголовном суде, вынесенным в результате признания обвиняемым своей вины без проведения судебного процесса.

Эти, а также некоторые другие обстоятельства делают дело аль-Махди одним из важнейших международных судебных прецедентов, пусть даже его значение с первого взгляда не очевидно. 

Судебная палата признала Ахмеда аль-Махди виновным в разрушении культурных ценностей города Тимбукту в Мали и приговорила к девяти годам лишения свободы. Мировые СМИ протрубили гимн в честь очередной победы международной юстиции. Однако при более детальном анализе данного дела обнаруживаешь в нём скрытые смыслы...

Дело «Прокурор против Ахмеда аль-Факи аль-Махди» - единственное в рамках расследования ситуации в Республике Мали. Это странно. Вторжение боевиков группировок «Аль-Каида» и «Ансар ад-Дин» в Мали сопровождалось массовыми преступлениями. Обе группировки провозглашали своей целью установление шариатского права. Обвиняемый аль-Махди возглавлял так называемый хизбах (“hisbah”) – бригаду по контролю за моральным состоянием населения. Расследование, начатое прокуратурой Международного уголовного суда в январе 2013 года, продолжается до сих пор. Пока неизвестно, в отношении кого МУС подготовил обвинительные акты и ордера на арест и есть ли они вообще. Имеются серьёзные основания полагать, что МУС намеренно держит в секрете список обвиняемых, для того чтобы использовать это как инструмент давления на власти Мали. 

Официальные обвинения против аль-Махди состоят в том, что в июне – июле 2012 года «Ансар ад-Дин» разрушила культурные ценности Республики Мали, в частности девять мавзолеев, принадлежащих к святыням ислама, а также знаменитую мечеть Сиди Яхья (Sidi Yahia) в Тимбукту и ряд других культурно-исторических объектов. Многие объекты являлись местом паломничества жителей Западной Африки. Значительная часть разрушенного - объекты культурного наследия ЮНЕСКО, подлежащие особой защите международного права. 

После своего ареста аль-Махди сразу же признал себя виновным. Это ещё одна странность данного дела. С одной стороны, в деле аль-Махди действительно есть прямые доказательства его вины (например, видеозаписи, в которых он «объясняет» разрушения с помощью цитат из шариатского права), но, с другой стороны, признавать себя виновным не только без суда, но даже без ознакомления с материалами обвинения прокуратуры – крайне необычно. В юридической практике признание вины без суда происходит обычно под влиянием обещания не назначать суровое наказание в обмен на признание. Или обещания дать показания в отношении других. В деле же аль-Махди публике представили версию, в которую поверит только наивный: обвиняемый «раскаялся». При этом раскаялся немедленно после ареста.

Другой странностью этого дела выглядит отсутствие обвинительных актов после почти четырёх лет расследования. А ведь в Мали имело место не только разрушение культурных ценностей: там были убийства, изгнание населения, другие преступления против человечности. За убийства пока никто не ответил, и никто в убийствах не обвиняется… 

Нельзя не отметить и странность такого преступления, как уничтожение исламских культурных ценностей теми, кто (якобы) несёт знамя ислама. Кроме того, нападение на Мали было совершено не её гражданами: в это государство вторглись иноземцы, которым не давало покоя «неправильное» исповедование ислама малийцами. Местные жители (прежде всего, туареги) были привлечены к восстанию, но очень быстро от него отошли. 

Нет ответа на вопрос, ради чего Международный уголовный суд вообще занялся этим делом. Хотя, возможно, ключ к ответу содержится в самом тексте приговора. Международный уголовный суд, как бы походя, отметил, что события в Мали происходили в рамках «не международного вооружённого конфликта». Юрист мимо заявления такого рода не пройдёт. Подобные подтасовки, прежде всего, уличают тех, кто их совершает: если МУС отрицает очевидное (международный характер конфликта) – значит не хочет выяснять, откуда взялись иностранные боевики, откуда они получали оружие и т.д. А раз не хочет выяснять – значит покровительствует тем, кто должен был бы проходить по этому делу.

Не только вторжение исламистских боевиков в Мали, но и последующее «освобождение» Мали французскими войсками (к слову, о «немеждународности» этого конфликта) выглядят тоже непонятно. Франция имела полный контроль над ресурсами Мали (прежде всего, золотом), но тем не менее спектакль был разыгран. 

Остаётся предположить, что главной причиной малийской войны была всё же охота за культурными ценностями. Подчеркнём: мы говорим не о разграблении культурных ценностей в ходе войны, мы говорим о войне, начатой специально с целью разграбления культурных ценностей. В этом отношении Мали – особый случай. Тимбукту издавна овеян большим количеством мифов и легенд. Библиотеки Тимбукту для охотников за эзотерическими знаниями представляют особый интерес. Считается, например, что, несмотря на запуск знаменитого телескопа «Хаббл», знания народа Догон (Республика Мали) в области астрономии до сих пор превосходят знания современных учёных. Университет Тимбукту насчитывал около 25 тысяч учащихся ещё в XII веке, а его библиотеки - многие тысячи древних манускриптов, хранившихся с незапамятных времён. В глазах «посвящённых» доступ к этим знаниям стоит намного дороже нефти и золота. 

Если взглянуть на дело аль-Махди под таким углом зрения, то оно обретает логичность. Объясняются все странности. И выдвижение обвинения только по культурным ценностям, и внезапное признание вины, и решение не проводить судебный процесс… Международный уголовный суд как один из институтов глобального управления зафиксировал в Мали эксцесс «исламского экстремизма», в результате чего якобы были уничтожены рукописи библиотек и музейные ценности (не те, что выставлены на экспозициях, а те, что упрятаны от посторонних глаз в запасники). Целью всего предприятия было задокументировать «утрату» древних рукописей и артефактов. Об этом и дал показания аль-Махди, за что получил снисхождение. Из приговора МУС, кстати, видно, что судьи испытывали явное затруднение при объяснении мягкости приговора. 

Если наши предположения верны, то дело аль-Махди в Международном уголовном суде предстаёт спецоперацией по юридическому «освящению» крупнейшего преступления - изъятия знаний древнего человечества в распоряжение тех, кто осуществляет глобальное управление.

Фото: .fidh.org