В Брюсселе не оставляют попыток перетянуть страны Кавказа на свою сторону

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ноябре с.г. в Москве состоялся международный семинар «Потсдамские встречи» на тему «Европа от Лиссабона до Владивостока. Безальтернативный путь к стабильности Европы». В мероприятии принял участие министр иностранных дел России Сергей Лавров, подробно остановившийся на моментах, разделяющих Россию и переживающее непростые времена европейское интеграционное сообщество.

В числе проблемных вопросов, тормозящих продуктивный диалог Москвы и Брюсселя, была упомянута и программа ЕС «Восточное партнёрство», ориентированная, в том числе на страны бывшего советского Закавказья, известного также как Южный Кавказ. Несмотря на то, что об этой программе говорится сегодня гораздо меньше, активность европейских структур в отношении Грузии, Армении и Азербайджана является фактором, влияющим как на внутреннюю стабильность этих государств, так и на межгосударственные отношения.

В конце октября Баку и Ереван посетил специальный представитель Европейского союза по региону Герберт Зальбер, в обязанности которого входит содействие мирному урегулированию конфликтов в регионе и продвижение регионального сотрудничества. Работающие на Южном Кавказе еврочиновники говорят о формировании атмосферы доверия и установление контактов между людьми в Армении и Азербайджане. В частности, Брюссель финансирует программы по установлению доверия между народами Армении и Азербайджана, однако с учётом апрельской «четырёхдневной войны» и очевидного переговорного тупика ожидать хотя бы частичного позитивного эффекта от них предстоит очень и очень долго.

Столетиями входивший в Российскую империю и в СССР Кавказ ныне является ареной взаимодействия самых разных, зачастую противоположных, политических и экономических интересов. Расположенный на стыке Европы и Азии регион представляет собой удобный плацдарм для экспансии на Ближний и Средний Восток, а также в бассейны Каспийского, Черного и Средиземного морей. Одновременно он является связующим звеном между этими регионами.

Характеризуя британскую политику на Кавказе в недолгий период существования независимых Грузии, Армении и Азербайджана (в 1918–1920 гг.), армянский дипломат М. Туманян указывает на её отличительные особенности: стремление укрепить собственное влияние, углубить обособление кавказских стран от России, но кроме того – постоянное невыполнение раздаваемых местным правительствам обещаний.

До известной степени, исторические уроки вековой давности актуальны и сегодня. Интересы европейцев на Кавказе в основном обусловлены прагматическими соображениями (освоение местных рынков, пользование природными ресурсами, так называемая «энергетическая безопасность» и т.д.). «Альтернативные» трубопроводы и «транспортные коридоры» традиционно рассматривались в качестве ключевого фактора, препятствующего интеграции республик бывшего СССР. Стремление к вытеснению России с Кавказа, активизация в связи с украино-российскими «газовыми войнами», укрепление инфраструктуры влияния на местные элиты (при ведущей роли США, которые периодически отходят на второй план, предоставляя европейцам «карт-бланш») – все это резко усилило позиции западных стран в Грузии, но несколько осложнило их взаимоотношения с Арменией и Азербайджаном.

Кавказский вектор многоуровневой обобщённой «европейской политики соседства» (от программ TRASECA до «Восточного партнёрства») претерпевал определённую эволюцию, и имеет свои отличительные особенности применительно к различным странам и неправительственным организациям (например, свой подход у Великобритании, имеющей значительный опыт участия в кавказских делах). Европейское направление является ключевым для Грузии и достаточно важным для Армении и Азербайджана с их многовекторной внешней политикой. Наряду с Тбилиси, Баку входит в периодически напоминающую о себе «Организацию за демократию и экономическое сотрудничество» (ГУАМ). Важным партнёром правящей в Армении Республиканской партии является основанная в середине 1970-х годов правоцентристская Европейская народная партия.

Августовская «пятидневная война» 2008 года, неудачная попытка тогдашнего французского лидера Н. Саркози политико-дипломатическими усилиями обнулить военный успех российской армии, признание Москвой в качестве независимых государств Абхазии и Южной Осетии – всё это привело к заметному росту активности европейских структур к югу от Большого Кавказского хребта.

Впервые обнародованная в мае 2008 года польско-шведская инициатива «Восточное партнерство» уже к ноябрю-декабрю «обросла» конкретными предложениями, и в мае 2009 г. в Праге состоялся её первый саммит. Эскалация конфликта в Закавказье ускорила процесс выработки данной программы, придав ей более жесткие формулировки. Если в первоначальном варианте документа говорилось, что «новая политика ЕС вторична по отношению к взаимодействию с Россией и лишь дополняет его», то в итоговой версии указывается, что «Восточное партнерство будет развиваться параллельно сотрудничеству с Россией». Концепция «Нового Шёлкового пути» дополняется «Южным энергетическим коридором». В декабре 2009 года Европейский Совет выступает с инициативой о переговорах с кавказскими странами по вопросам подготовки и подписания соглашений об ассоциации (не предполагавшей, впрочем, полноправного членства). Важным сюжетом деятельности европейских организаций на Кавказе стала также поддержка «футбольной дипломатии» между Ереваном и Анкарой. Урегулирование нагорно-карабахского конфликта с последующей нормализацией армяно-турецких отношений способствовало бы формированию на территории бывшего советского Закавказья однородного прозападного геополитического пространства, однако на сегодня данная цель едва ли достижима.

Американские дипломаты могут сколько угодно заявлять о якобы преувеличиваемой турецкой угрозе Армении, однако это полностью противоречит историческому опыту армянского народа.

Тем не менее, используя «мягкую силу» и пропагандируя «новые европейские ценности» (что само по себе негативно воздействует на местные общества, придерживающиеся традиционных установок), западные партнёры стремятся всячески укрепить своё влияние, прежде всего, среди молодёжи и активных групп населения. Немаловажной частью кавказской политики западных стран является военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, касающееся, прежде всего, Грузии (хотя с Баку и Ереваном также реализуются отдельные программы, в частности, в сфере международного миротворчества).

Европейские партнёры кавказских стран входят в военно-политический блок НАТО, что не может не влиять на характер и направленность реализуемых ими в Грузии, Армении и Азербайджане так называемых «гуманитарных» программ.

Традиционно, ещё с позднесоветских времён наиболее настойчиво и последовательно о своём «европейском» (и шире, евроатлантическом) выборе заявляли в Грузии, что во многом определило внешнеполитический вектор этой страны в постсоветский период.

Частичная нормализация российско-грузинских торгово-экономических связей после ухода Михаила Саакашвили с поста президента Грузии не оказало заметного влияния на умонастроения грузинского правящего класса, для которого по-прежнему «солнце восходит на Западе».

В июле 2014 года Европейский союз и официальный Тбилиси подписали соглашение об ассоциации, неотъемлемой частью которого является соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а спустя два года документ официально вступил в силу. Текст грузинского соглашения об ассоциации является типовым, включая политическую и экономическую части. И хотя политическая составляющая содержит преимущественно общие положения, не следует забывать, что в предшествующий период между западными и грузинскими политиками были выстроены эффективные каналы коммуникации.

Впрочем, ожидаемого благоденствия указанные соглашения вовсе не принесли; более того, грузинские эксперты с тревогой констатируют максимальное за шесть лет снижение экспорта на европейские рынки. За первые семь месяцев 2016 года грузинский экспорт в страны ЕС сократился на 25% (до 254 млн долл.) в сравнении с соответствующим периодом прошлого года; в годовом исчислении он вряд ли дотянет до 500 млн долл. При этом в 2013 году соответствующий показатель составил 607 млн долл., в 2014 году – 624 млн долл., а в 2015 г. – 645 млн долл. Ещё одним крупным вызовом остаётся торговый баланс, характеризующийся значительным превышением импорта над сжимающимся экспортом, что загоняет страну в новые долговые обязательства, способствует дальнейшей экономической деградации, росту безработицы, внешней миграции и т.д.

Частично негативный экономический эффект компенсируется отдельными проектами, направленными, в частности, на борьбу с гепатитом, поддержку внутренне перемещённых лиц и др. Обсуждается проект перекачки в Европу грузинской пресной минеральной воды, что резко повысит роль страны как партнёра Европейского союза и будет способствовать ее интеграции в НАТО.

В конце октября было объявлено о начале реализации трёхлетней программы реформ в сфере государственного управления, на которые было выделено европейское финансирование в размере 30 млн евро. В соответствии с приоритетами, установленными соглашением об ассоциации ЕС – Грузия, она нацелена на обеспечение качества национальной политики и планирования, профессионализацию госслужбы, продолжение усилий по профилактике коррупции, доступности государственных услуг, укрепление структур местного самоуправления. «Евросоюз является одним из крупнейших доноров, который уже много лет активно помогает нам в деле проведения демократических и институциональных реформ. Многие успешные реформы в Грузии – это итог именно поддержки Евросоюза. Только с 2011 года по сей день, в виде грантов и технической помощи Грузия получила от ЕС более 450 миллионов евро», – заявил премьер-министр страны Гиоргий Квирикашили. При этом надо заметить, что финансовая поддержка ЕС отражает, прежде всего, их приоритеты и их видение перспектив развития стран-партнёров, что может по-разному влиять на общественную динамику в той же Грузии. Так, в марте 2014 года верховный комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле провел специальную встречу с представителями Грузинской православной церкви, опровергая слухи о намерении ЕС вмешиваться в вопрос о легализации гомосексуальных браков. В частности, он подчеркивал, что для государств, заключающих договор об ассоциации с ЕС, необязательны к исполнению резолюция Европарламента 1728 (2010) и другие документы, посвященные проблемам сексуальных меньшинств.

Однако, как мы знаем, поддержка ЛГБТ-сообществ и последовательная пропаганда новых семейно-бытовых форм является неотъемлемой частью «европейской политики соседства», отделить которую от иных составляющих европейских программ содействия весьма затруднительно.

Определённый пропагандистский эффект имеют постоянные обещания предоставления Евросоюзом грузинским гражданам безвизового режима.

В отличие от Грузии, соседняя Армения является ближайшим военно-политическим союзником России на Кавказе и членом ОДКБ. И хотя в 2006 году один известный ныне «пророссийский» политик (в тот период глава парламента) заявил, что «будущим Армении является Евросоюз и НАТО, а Россия не должна становиться на пути, ведущем в Европу», всё это, по большому счёту, имело конъюнктурный характер. В 2010 году Брюссель и Ереван начали переговоры о «евроассоциации», и подписание соответствующего соглашения было намечено на ноябрьский саммит «Восточного партнёрства» 2013 года в Вильнюсе. Система, при которой Ереван военно-политически ориентируется на Москву, при этом в приоритетном порядке развивая экономические связи с ЕС, на определённом этапе завладела умами части местных элит. Однако в ходе длившегося более трёх лет переговорного процесса были недостаточно учтены некоторые ключевые для республики вопросы (в частности, в сфере экономики и безопасности), и за два месяца до вильнюсского слёта, в сентябре 2013 года, Армения заявила о начале процесса присоединения к Таможенному союзу (ТС) и к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

Впрочем, это не стало препятствием к продолжению сотрудничества Еревана с Брюсселем по различным направлениям, не противоречащим обязательствам Еревана в рамках ТС, а затем ЕАЭС. В июне 2016 года бывший глава президентского аппарата (нынешний министр обороны) Виген Саргсян на встрече с членами совета Европейского молодежного форума заявил, что с точки зрения системы ценностей, тенденций развития и реформ Армения является частью «европейский семьи». В ходе заседания на уровне министров иностранных дел в Люксембурге 12 октября 2015 года Совет ЕС уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом всеобъемлющем соглашении с Арменией. В декабре 2016 года ожидается новый раунд переговоров по подписанию широкого соглашения Армении и Евросоюза, сообщил заместитель главы МИД страны Карен Назарян. В ходе официальных встреч с европейскими партнёрами Армения периодически поднимает вопрос об облегчении визового режима. Реализуемый в настоящее время проект конституционных изменений, предполагающий переход Армении к парламентской форме правления, получил в 2015 году одобрение Венецианской комиссии. Велика роль европейских экспертов (включая армянских специалистов с длительным опытом работы в европейских структурах) также и в реформе других отраслей законодательства. Армения готова к углублению сотрудничества с ЕС в направлении реализации демократических реформ, в сферах экономики, защиты прав человека, эффективного управления, заявил премьер-министр Карен Карапетян. Руководители Армении на разных уровнях неоднократно говорили о своей приверженности европейским ценностям.

При этом торгово-экономические связи Армении с ЕС по-прежнему носят несбалансированный характер. Кавказская республика экспортирует на Запад в основном сырьё.

«Более глубокие отношения с Европой нам формировать не удается. Это свидетельствует о том, что Европа будет рассматривать Армению и страны «Восточного партнерства» как рынок для своего экспорта», – полагает экономист Вилен Хачатрян. По его оценкам, из общего объема инвестиций в 5,6 трлн. драмов, осуществленных в армянскую экономику, 2 трлн 85 млрд драмов приходится на Россию, 582 млрд драмов – на Германию, 494 млрд драмов – на Францию, причём европейские инвестиции направляются в основном в сырьевую отрасль.

За исключением немецкой Cronimet Mining, с 2005 года экспортирующей из Армении её главный сырьевой товар – молибденовый и медный концентраты, другие бизнес-проекты с европейским участием не столь значительны. Французская телекоммуникационная компания Orange летом 2015 года объявила об уходе с местного рынка (что во многом связано со специфическими особенностями ведения бизнеса местными конкурентами). В банковской сфере присутствуют французский ACBA-Credit Agricole Bank, британский HSBC, однако всё это несопоставимо с присутствием России в ключевых отраслях армянской экономики.

Зато, как и в случае с Грузией, нет недостатка в грантовых программах и в кредитах, усугубляющих и без того острую проблему государственного долга. В частности, в 2017 году Армения получит от ЕС официальный грант в размере 9,2 млрд драмов (17,3 млн евро). В 2016 году Армения уже привлекала грантовые средства от ЕС в размере 12,6 млрд драмов.  Армения также надеется получить от Брюсселя кредиты в размере 4,3 млрд драмов. В рамках целевых программ содействия ожидается привлечение официальных грантовых средств на сумму около 21,8 млрд драмов, 8,7 млрд драмов – в рамках грантовых программ, осуществляемых при содействии ЕС. 2,2 млрд драмов будет привлечено в рамках грантовых программ, реализуемых при содействии Германского банка развития (KWF), и т.д. При этом любые западные инвестиции, как например, разработка золотоносного месторождения Амулсар, открытие современных погранпереходов на армяно-грузинской границе, либо же реставрация церкви в Мегри, традиционно несут немаловажную геополитическую составляющую.

К сожалению, политика России, зачастую воспринимаемая через призму деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, по уровню своего информационного сопровождения зачастую откровенно не дотягивает до уровня западных конкурентов.

В конце октября в Армении состоялся цикл недельных мероприятий «ЕС для бизнеса», нацеленный на поддержку малого и среднего предпринимательства и призванный, по словам главы делегации ЕС в Армении, польского дипломата Пиотра Свитальского, превратить Армению в стержень для самых разных мероприятий и инициатив. Традиционно продвинутой стороной деятельности европейских структур в Армении являются также культурные программы, создающие яркий и привлекательный образ ЕС, иллюзию открытости и непосредственного искреннего общения. Несмотря на сложное финансовое положение Евросоюза, во всех регионах Армении развёртывается сеть так называемых «евроклубов», нацеленных на обучение и информирование армянской молодежи о структурах ЕС и отношениях Армения-ЕС, а также поощрение гражданской активности. «Армения является неотделимой частью Европы, колыбелью цивилизации, первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Поэтому она должна чувствовать себя частью евросемьи. Тем более что такие европейские ценности, как любовь к ближнему и терпимость, являются частью армянской культуры», – говорит Пиотр Свитальский. В этих его словах имеется очевидное противоречие между декларируемой связкой «европейских ценностей» с христианством и реальной политикой Старого Света, в частности, на Ближнем Востоке, где от действий де-факто поддерживаемых Западом радикальных групп страдают, прежде всего, христиане, в том числе и армяне.

Что касается интереса Европейского союза к Азербайджану, то он изначально имел политизированный характер – ведь ни страны Старого Света, ни, тем более, США, не испытывали острой потребности в энергетических ресурсах Каспия. Ресурсные богатства и транзитный потенциал Азербайджана предопределили исключительную заинтересованность ЕС в активизации сотрудничества с прикаспийской страной. Диверсификация поставок нефти и газа для стран региона была и остаётся инструментом давления на Москву и переориентацию политики государств региона, которых подталкивали к созданию новых экспортных маршрутов. Решая эту задачу, на западном побережье Каспия США инициировали реализацию экспортного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровода Баку–Эрзурум. Переориентация поставок нефти и газа Азербайджана на западное направление рассматривалась США и ЕС в качестве ключевой задачи. «Деятельность Алиева на посту президента устраивает Запад, несмотря на его антизападные заявления и подавление оппозиционных голосов. За время своего правления он значительно увязал экономические узы с Европой, поддерживая стратегические энергетические, трубопроводные, транспортные проекты Европейского союза, превратив Запад в основного экономического партнера Азербайджана. Если учесть, что энергетическая отрасль является базовой для Азербайджана, то несложно заметить, куда именно уже интегрировался Азербайджана при всей антизападной риторике», – с подобного рода оценками можно спорить, однако несомненным фактом является то, что экспортные нефте- и газопроводы проложены через территорию прикаспийской страны в западном направлении. Реализация амбициозных проектов TAP и TANAP ещё более укрепит энергетические (а, следовательно, и политические) связи Азербайджана с Турцией и Европой.

На сегодняшний день двусторонние отношения между ЕС и Азербайджаном регулируются на основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1996-м и вступило в силу в 1999 году. В настоящее время готовятся переговоры по новому соглашению, призванному заменить и модернизировать действующую нормативно-правовую базу двустороннего сотрудничества.

Являясь активным участником региональных энергетических инициатив Европейского союза, Азербайджан стремится проводить сбалансированный внешнеполитический курс, извлекая от участия в тех или иных интеграционных объединениях максимальную выгоду.

Глава государства Ильхам Алиев в 2014 году отмечал: «Азербайджан – страна самодостаточная во всех смыслах, и в политическом, и в экономическом. В любой интеграционный процесс надо идти, чтобы получить дополнительные преференции. Пока мы в рамках проекта ассоциации этого не видим. Если будут другие формы сотрудничества, например, стратегическое партнерство, – тогда, конечно, мы это можем рассмотреть».

В мае 2015 года в рамках Рижского саммита «Восточного партнерства» Баку выступил с инициативой о заключении с Брюсселем соглашения о стратегическом модернизационном партнерстве. Данный документ стал бы, скорее, неким планом действий, нацеленным на то, чтобы расширить сотрудничество с ЕС. В Баку выступают за приближение законодательной базы и организационных процедур республики к наиболее важным международным и торговым нормам и стандартам ЕС, что должно привести к улучшению доступа местной продукции на европейские рынки. Подобно Грузии и Армении, при финансовом и организационном содействии европейских структур в Азербайджане реализуется ряд проектов по реформированию местных структур государственного управления, однако об их истинном смысле и предназначении судить достаточно сложно.

Вовлеченность европейских структур в урегулирование конфликтов на Кавказе имеет, не в последнюю очередь, геополитическую мотивацию. Явный дефицит собственной внешнеполитической субъектности, стремление прямо или косвенно противостоять России, однозначная поддержка Тбилиси и Баку сужает возможности Брюсселя в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе.

* * *

Совет Европы и Евросоюз рассматривают возможность продления рамочной программы сотрудничества (РПС) для стран Восточного партнерства на 2018–2020 годы, заявила 3 ноября глава офиса Генерального директората по программам Совета Европы Верена Тэйлор. В настоящее время реализуется рамочная программа сотрудничества на 2015–2017 годы.

Несмотря на кризис интеграционной модели Европейского союза, непосредственно сказывающийся на его текущем взаимодействии с партнёрами, в том числе на постсоветском пространстве, Брюссель стремится сохранить и расширить своё влияние на Кавказе путём реализации отдельных локальных проектов и так называемых «местным программам реформирования». В свою очередь, Москва, как и раньше, проводит в отношении кавказских стран максимально широкий внешнеполитический курс, предполагающий максимальный учёт мнения всех региональных и глобальных игроков. В то время как европейские структуры в стремлении к политической и экономической экспансии на постсоветское пространство, помимо дефицита ресурсов и конструктивных идей, чем дальше, тем больше будут вынуждены взаимодействовать с Россией, а также с Китаем и Ираном. Так называемое «партнерство» Брюсселя, за которым стоит Вашингтон, со странами Кавказа, и далее будет оставаться «игрой в одни ворота».

Требуя от независимых государств элементов «внешнего управления» под прикрытием «распространения демократических ценностей» и «защиты прав меньшинств» в обмен на тающую финансовую помощь ограниченному кругу лиц, ЕС не в состоянии предложить своим так называемым «партнёрам» действительно серьезную мотивацию.

Завышенные ожидания от европейской «палочки-выручалочки» в Ереване и в Баку, и, до некоторой степени, даже в Тбилиси постепенно сходят на нет, и продолжение конфронтационной антироссийской линии Евросоюза и его ключевых игроков негативно скажется на их позициях в Кавказском регионе.

Андрей Арешев, по материалам: «Столетие»