Перейти к основному содержанию

Добро пожаловать в однопартийную Америку!

Так озаглавлена статья на сайте The Nation, в которой предлагается назвать вещи своими именами и признать, что после переизбрания 3 января республиканца Пола Райана спикером Палаты представителей Конгресса,  Соединённые Штаты превратились в однопартийное государство. Под контролем Республиканской партии оказались обе палаты конгресса и Белый дом, хозяином которого вскоре станет Дональд Трамп. 

Так озаглавлена статья на сайте The Nation, в которой предлагается назвать вещи своими именами и признать, что после переизбрания 3 января республиканца Пола Райана спикером палаты представителей конгресса  Соединённые Штаты превратились в однопартийное государство. Под контролем Республиканской партии оказались обе палаты конгресса и Белый дом, хозяином которого вскоре станет Дональд Трамп. 

The Nation задаётся вопросом, можно ли после этого продолжать считать Америку примером свободного демократического общества? 

Прямых выборов президента в стране нет, голоса выборщиков не отражают волеизъявление граждан, а теперь и двухпартийная политическая система превращается в  фикцию.  Знаменитая «система сдержек и противовесов» в функционировании органов власти в Америке рискует дать серьезный сбой, а присутствие демократов в конгрессе становится политической декорацией, настаивает The Nation.

Свои голоса «за» Пола Райана отдали 239 членов палаты представителей, «против» проголосовали 189 конгрессменов. Ещё пять человек отдали свои голоса в пользу других кандидатов. Примерно так, похоже, будет в ближайшие годы при голосовании по любому законопроекту, рассматриваемому в конгрессе.

Процесс принятия законодательных решений, который был исторически присущ Америке в течение 200 лет, поставлен под сомнение. Демократы теряют возможность блокировать любую инициативу республиканцев не только в палате представителей, но и в сенате. К примеру, как отмечает The Politico, чтобы отклонить кандидатов Трампа на ключевые государственные должности при голосовании в сенате демократам потребуется не менее 60 голосов. В сенате самые важные решения принимаются простым большинством голосов,  которого у Демократической партии сегодня нет. Зато в их рядах появились «дезертиры», которые при голосовании на выборах спикера палаты представителей проголосовали против «своего» кандидата Нэнси Пелоси.

Оценивая перспективы демократов при новом составе конгресса, не стоит забывать и о негласном «правиле Хастерта» (Hastert Rule), которое гласит: любой законопроект может быть вынесен на голосование лишь в том случае, если его поддерживает большая часть членов партии, контролирующей данную палату конгресса. Получается, что демократы фактически лишаются права предлагать свое законотворчество на рассмотрение конгрессменов. 

Некоторые республиканцы в конгрессе склоны согласиться на отмену подобного  ограничения. По мнению конгрессмена-республиканца от штата Техас Луи Гомерта (Louie Gohmert), это правило мешает руководству Республиканской партии «спокойно работать с лидерами Демократической партии». Он полагает, что избранный спикер палаты представителей конгресса Пол Райан также понимает это. 

Остаётся вопрос, разрешат ли Полу Райану хотя бы приоткрыть кран кислородной подпитки демократам в нижней палате конгресса.  Если согласиться с тем, что Америка де-факто стала однопартийным государством, ожидать от Национального комитета Республиканской партии подобной щедрости вряд ли стоит.

Соб. корр. ФСК

Фото: nyt.com

Оцените статью
0.0