Перейти к основному содержанию

Турция на пути к президентской республике

Прокуратура Турции выдала очередные ордера на арест более чем двух сотен военных. По данным информационных агентств, операции по их задержанию проводились в 54 провинциях. Военнослужащих подозревают в причастности к неудавшейся июльской попытке государственного переворота. 

Прокуратура Турции выдала очередные ордера на арест более чем двух сотен военных. По данным информационных агентств, операции по их задержанию проводились в 54 провинциях. Военнослужащих подозревают в причастности к неудавшейся июльской попытке государственного переворота.

Конкретным основанием для задержания послужило якобы использование одного из программных приложений для смартфонов, позволяющего обмениваться шифрованными сообщениями. Как считают турецкие власти, это свидетельствует о возможной связи подозреваемых с организацией «Хизмет» проповедника Фетхуллаха Гюлена. Накануне стало известно, что прокуратура Диярбакыра требует приговорить сопредседателей прокурдской Партии демократии народов Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг к 142 и 83 годам тюремного заключения соответственно. Телеканал ссылается на обвинительное заключение, подготовленное прокуратурой города перед судебным процессом над лидерами ПДН, обвиняемыми в пропаганде терроризма, разжигании недовольства действиями властей, неподчинении требованиям правоохранительных органов.

А несколькими днями ранее, 13 января, Великое национальное собрание Турции одобрило в первом чтении поправки к конституции, открывающие путь к президентской форме правления. Парадоксальным образом турецкий парламент продемонстрировал стремление к отказу от многих своих полномочий в пользу президента и его администрации. В общей сложности предлагается 18 конституционных поправок.

Полномочия главы государства могут быть расширены за счёт возможности назначать и снимать с постов министров, лишать должности членов Верховного суда (пост премьер-министра будет, видимо, заменён одним или несколькими вице-президентами). Поправками также снимается требование о невозможности одновременного пребывания на посту президента и председательства в политической партии.

Если по итогам второго тура голосования в турецком парламенте за внесение изменений в Основной закон страны проголосует большинство депутатов, они будут вынесены на всенародный референдум. Если же число депутатов, поддержавших проект, превысит 367, то конституционная реформа теоретически может быть проведена и без всенародного голосования. Сейчас правящая ПСР контролирует 317 депутатских мест, а поддержавшая её Партия националистического движения (MHP) – 39 (всего 356). Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что он в любом случае будет настаивать на проведении референдума, организация которого, впрочем, может быть ограничена действующим в стране чрезвычайным положением.

Ряд оппозиционных партий выступает против вносимых изменений, предложенных правящей Партией справедливости и развития. Разработка проекта конституционной реформы началась в июле 2016 года, после неудавшейся попытки государственного переворота в Турции. Действующий премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявляет: с принятием новой конституции Турция военных переворотов больше не увидит.

Настроения в Турции относительно введения президентской формы правления очень разные; высок процент неопределившихся. Нестабильная ситуация в экономике лишает ПСР и её лидера многих аргументов. В течение ряда лет в экономику страны вливались значительные суммы неизвестного происхождения – по некоторым оценкам, в общей сложности до 36 млрд долл. А ныне безработица превысила 11 процентов, растут долги частных и частно-государственных компаний... Непростые времена переживает турецкая лира, и не случайно глава государства призывает граждан и хозяйствующих субъектов избавляться от долларов и евро (называя их держателей «террористами»), переходить к расчётам в лирах, что теоретически должно привести к стабилизации её курса. Однако депозиты в иностранных валютах, по данным Центрального банка Турции, лишь растут. Адресованные же бизнесменам призывы делать инвестиции порой напоминают плохо завуалированные угрозы.

Одновременно продолжаются чистки в силовых структурах, выдерживается курс на избавление от «врагов» и нейтрализацию неблагонадёжных. Реждеп Тайип Эрдоган, чрезвычайно опытный и искушённый политик, не раз менявший попутчиков и корректировавший идеологию режима, видимо, уверен в успехе задуманной им реформы. Референдум по вопросу о конституционных поправках может быть назначен на апрель, а его положительный исход, вероятно, будет означать ещё и внеочередные парламентские выборы.

Соб. корр. ФСК

Фото: AP

Оцените статью
0.0