Перейти к основному содержанию

Что стоит за партнёрством братьев Кох и Дональда Трампа

Президент США ориентируется на на развитие реального сектора экономики.

Степень озлобленности против Трампа в американском обществе такова, что порой кажется, за ним вообще никто не стоит, а Америка в шаге от «цветной революции». Однако это не так, иначе Трамп никогда бы не добрался до вершины власти. Линия размежевания уже обозначилась: антитрамповские страсти нагнетают в основном американские информационные гиганты, тесно связанные с виртуальной экономикой и ИТ-сообществом. Смена технологического уклада в пользу реального сектора, осуществить которую задумал Трамп, сулит им по меньшей мере значительное понижение общественно-экономического статуса. 

Немалое раздражение у хозяев ведущих американских медиа вызывает и то, что Трамп обошёлся без их поддержки, сосредоточившись на общении с избирателями посредством социальных сетей. Помимо прочего, он доказал этим, что ориентация на реальный сектор и приверженность новейшим технологиям друг другу не противоречат. Сейчас ещё трудно выявить всех, даже крупных участников разворачивающегося в Америке противостояния «реалистов» и «виртуалов», но некоторые фигуры из лагеря Трампа заслуживают особого внимания. Хотя бы потому, что о них упоминают редко. Например, братья Кох. 

Чарльз и Дэвид Кох (Charles Koch и David Koch) – совладельцы крупнейшей в мире частной компании Koch Industries с числом занятых в 100 тыс. человек. Пакет акций двух братьев в этой компании оценивается в $94.2 мрлд. Уже длительное время они являются одними из главных доноров консервативного крыла Республиканской партии. Сфера деятельности братьев Кох – нефтепереработка, производство и обслуживание оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности, эксплуатация трубопроводных сетей, деревопереработка, производство электронных компонентов для этих и других отраслей. Выступая неразрывным тандемом, братья по размерам их собственности превосходят владельца ИТ-компании Microsoft Билла Гейтса с пакетом акций в $87.4 млрд. В каком-то смысле противостояние братьев Кох и Билла Гейтса - отражение главного экономического противоречия современной Америки между реальным и виртуальным секторами. Острота противостояния обусловила и накал вышедших на поверхность политических страстей. Достаточно сказать, что, по данным The New York Times, финансово-промышленные группы, ассоциированные с братьями Кох, планировали потратить на выборы 2016 г. $900 млн! Так высоки были ставки в недавней и, возможно, переломной для Америки президентской кампании.

Назвать Трампа ставленником братьев Кох было бы, пожалуй, неправильно. Хотя размерами своего состояния, оцениваемого в $4,5 млрд, он значительно им уступает, но всё же Трамп для них скорее партнёр и союзник. Интересы девелоперов или строителей, персонифицированные в Трампе, также лежат в сфере реального бизнеса. А вот в команде Трампа поставленных напрямую людей братьев Кох довольно много. Самый заметный из них - вице-президент Майк Пенс, которого во время избирательной кампании открыто поддерживал один из ближайших советников братьев Кох, председатель основанной и финансируемой ими организации «Американцы за процветание» (Americans for Prosperity - AFP) Тим Филлипс (Tim Phillips). Пенс был почётным гостем на проведенной братьями в августе 2016 года в Колорадо конференции по сбору политических пожертвований. Один из сотрудников Koch Industries Марк Шорт стал советником Пенса по общественным связям. Ещё будучи губернатором Индианы, Пенс неоднократно встречался с Чарльзом и Дэвидом Кох, в том числе на съездах правления AFP, и благодарил их за оказанную ему поддержку

И уж совсем явным «уполномоченным» братьев Кох является новый директор ЦРУ Майк Помпео. В своём родном городе Вичита (Wichita), штат Канзас, где и находится штаб-квартира Koch Industries, Помпео был одно время председателем попечительского совета Канзасского института политики – мозгового центра братьев Кох. На их деньги в основном проходила кампания по избранию Помпео в палату представителей конгресса в 2010 году; главой штаба Помпео в той кампании выступал бывший юрист Koch Industries, а поддерживала на тех выборах будущего директора ЦРУ всё та же организация «Американцы за процветание», тесно связанная с «Движением чаепития» (Tea Party movement) .

Сама по себе эта организация, первоначально носившая многозначительное название «Граждане за здоровую экономику» (Citizens for a Sound Economy), является одним из ведущих в США консервативных движений и насчитывает в своих рядах свыше 2,3 млн человек. Помимо братьев Кох, её финансируют такие гиганты, как ExxonMobil, Phillip Morris, General Electric и др. AFP выступает за свободу предпринимательства, снижение налогов и правительственных расходов.

Поскольку бизнес братьев Кох является одним из главных загрязнителей среды в США, то неудивительно, что AFP активно противостоит всевозможным теориям «зелёных». Первым председателем AFP был конгрессмен Рон Пол (Ron Paul), известный, в частности, выступлениями в пользу развития сотрудничества с Россией. В своих последних интервью Рон Пол приветствует решимость Трампа идти по тому же пути, но сомневается, что «теневое правительство» позволит ему это сделать. Многое, впрочем, зависит от того, как заработает новая команда Трампа. 

Надо сказать, что семейство Кох имеет собственную историю отношений с Россией. Основатель компании, отец братьев, Фред Кох в годы первой пятилетки в СССР построил там 15 крекинговых установок для переработки советской нефти, в то время, когда многие его коллеги по бизнесу отказывались работать на этом рынке. Фред Кох не оставлял сотрудничества с Советским Союзом даже будучи последовательным антикоммунистом и членом «Общества Джона Берча». Здравый смысл подсказывал ему, что политические системы меняются, а народы и экономические основы их жизни остаются. Интересно также то, что братья Кох, будучи крупнейшими нефтепереработчиками Америки, вместе с нефтедобытчиками всегда считали более выгодной для себя дорогую нефть и активно играли на повышение её котировок. Для России и это неплохая новость.

Появление в команде Трампа неожиданных фигур на значимых политических постах, в частности бывшего председателя совета директоров и главного управляющего ExxonMobil Рекса Тиллерсона, стоит, видимо, рассматривать, в первую очередь, не в качестве жеста в ту или иную сторону, а через призму взаимоотношений в новой администрации. В государственной иерархии США должность госсекретаря считается четвёртой по важности. Выдвигая на неё Тиллерсона, Трамп создаёт определённый противовес заметному присутствию в своём окружении людей братьев Кох, но такой, который не может вызвать у последних раздражения, ибо и они зависят от сектора нефтедобычи. Тиллерсон по определению - при его калибре в бизнес-сообществе - не может быть ставленником братьев, он так же, как и сам Трамп, выступает их партнёром и союзником. 

Привлекая в администрацию и другие крупные фигуры из делового мира, новый президент США руководствуется, прежде всего, принципом их ориентации на развитие реального сектора экономики. Среди финансистов, например, это в основном представители Goldman Sachs, в наибольшей степени из всех финансовых конгломератов ориентированного на инвестиционную деятельность. Часто встречающиеся в американских медиа утверждения о том, что команде Трампа недостаёт сплочённости и профессионализма, едва ли соответствуют действительности. Трамп достаточно грамотно ввёл в свою команду необходимые «сдержки и противовесы», чтобы обеспечить слаженную работу. А главное, он составил команду из единомышленников в ключевом пункте: и экономика, и политика должны опираться на здравый смысл. Только в этом случае появятся шансы сделать Америку «снова великой».

Оцените статью
0.0