Перейти к основному содержанию

День независимости США в русском городе Харькове

Раковая опухоль распространилась на здоровые клетки всего организма несостоявшегося украинского государства.

Город Харьков – город научный, технический, промышленный, культурный. Только всё это – в прошлом. В далёком и, кажется, безвозвратном прошлом. Взглянем, чем был Харьков и чем стал.

Город Харьков был крупнейшим центром танко-, тракторо-, самолёто-, машино-, турбостроения, третьим по величине индустриальным, научным и транспортным центром Советского Союза после Москвы и Ленинграда. Во второй половине ХХ века Харьков – главный транспортный узел Юго-Восточной Европы. Системы управления космическими полётами тоже производились здесь.

В городе Харькове в 1805 году был открыт пятый в Российской империи Харьковский университет, в 1885 году – второй в империи политехнический институт. В 1932 году впервые в СССР харьковские физики произвели расщепление атомного ядра. Харьков стал первопроходцем советской высоковакуумной техники, дал толчок развитию вакуумной металлургии. 

В городе Харькове в 1896 году Русским Паровозостроительным и Механическим акционерным обществом был основан Харьковский паровозостроительный завод, впоследствии Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. Производились танки, бульдозеры, вездеходы, прицепы, оборудование для пищевой промышленности… В советское время в городе Харькове были введены в эксплуатацию сотни заводов и фабрик; в их числе харьковские авиационный и приборостроительный заводы, Харьковский турбинный завод, бывший одним из ведущих турбостроительных заводов мира… Перечень мог бы занять много страниц, и всё это когда-то было. 

В последние 25 лет, когда Украина вдруг перестала быть Россией (и какой-то из украинских президентов даже книгу об этом написал), новых предприятий в Харькове больше не строят. А 28 декабря 2016 года местные СМИ сообщили, что в бывших цехах Харьковского тракторного завода началась вырезка на металлолом станков и оборудования… Это одно из сохранившихся предприятий, которое ещё как-то выживало. Других или уже нет, или скоро не станет.

Город Харьков был когда-то городом военных знаний. Стараниями незалежной власти здесь ликвидированы восемь высших военных учебных заведений, бывших когда-то гордостью большой страны, - Военная инженерная радиотехническая академия имени маршала Советского Союза Л. А. Говорова, Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени маршала Советского союза Н. И. Крылова, Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца и другие.

Город Харьков был когда-то и студенческой столицей. Здесь были сосредоточены все виды классических вузов, здесь учились студенты со всех уголков Советского Союза и Восточной Европы. Особенно много студентов приезжали учиться в Харьков из западных областей РСФСР - Ростовской, Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой... Теперь из Российской Федерации и других бывших союзных республик нет никого. Оставшиеся вузы стали заполняться молодыми людьми из западных и центральных областей Украины. Отучившись, домой к себе они уже не возвращались - по полученным ими специальностям работы дома не было. Очень многие стали оседать в городе, создавать семьи. И вот русский и русскоговорящий город Харьков начал преображаться в звучании языка – в учебных заведениях, на работе, в магазинах, кафе, на улицах… В детских садах с наступлением незалежности русскоговорящие группы исчезли сразу, а теперь нет и русских школ. Сегодня в русском городе Харькове повсюду льётся украинская речь с галицким акцентом… Из официальной статистики известно, что в Харькове давно нет естественного прироста населения; носители русского языка уходят из жизни, другие уезжают навсегда. Их место занимают носители другой культуры и другого языка. Русский мир сжимается, как шагреневая кожа…

Для тех же вузов наступает период, когда абитуриентов нет физически, хотя вузы пока ещё есть, есть пока профессора, преподаватели. Но деградация высшей школы ускоряется: где-то студенты переведены на дистанционное обучение, где-то доцент читает лекцию при одном-единственном студенте в аудитории, других нет. Вернее, есть ещё пять человек, но они не ходят на лекции, так как в аудиториях не топят. В Институте общественного питания (сейчас это «Академия»), чтобы не лишиться статуса вуза, начали принимать на учёбу глухонемых. 

…Как-то прошлым летом забежала к приятельнице домой и с удивлением увидела её взрослую дочь дома – в понедельник, в разгар рабочего дня. Оказывается, на работе у них официальный выходной в честь Дня независимости США. Биофизик с красным дипломом, она за неимением работы по специальности пошла на какие-то курсы и попала на работу в американскую компанию. Таких компаний в Харькове теперь очень много. Для харьковского рынка труда заработная плата приличная, а для американских нанимателей – копеечная. Из объявлений работодателей в Интернете видно, что одно из обязательных условий для желающего найти работу молодого харьковчанина - уверенное знание английского языка. Иногда нужен немецкий или французский языки. Рынок расплодил курсы и клубы по изучению иностранных языков, где языки изучают, отталкиваясь как от базового уже не от русского, а от украинского. 

В русском городе Харькове, где новое поколение граждан незалежной празднует День независимости США, запрещено праздновать День Победы в Великой Отечественной войне, а детям запрещают праздновать Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой. 

В русском городе Харькове крупное издательство «Фолио» издаёт сегодня дневники Йозефа Геббельса на украинском языке. «Главный идеолог нацизма, всемогущий министр пропаганды долгие годы вел дневниковые записи. До начала 1945-го их насчитывалось около 15 000 страниц. Сегодня они причисляются к числу таких документов, без знания и осмысления которых невозможно создать сколько-нибудь полное представление о немецком национал-социализме. Дневники 1944-45-х годов — наиболее ценная часть записей Геббельса», — говорится в аннотации к изданию.

В русском городе Харькове проводятся факельные шествия фашиствующих молодчиков, охраняемые сотрудниками полиции.

И последняя зарисовка, в которой тоже есть что-то символическое. Харьковскому Институту медицинской радиологии, где лечат рак, в 2017 году уменьшили финансирование до 35% от уровня необходимого. Здесь ежегодно проходят лечение более 6 тысяч онкологических больных. Здесь разрабатывают новые методы лечения, здесь создан полный комплекс медицинского обеспечения – от скрининга и диагностики рака до химио- и лучевой терапии по мировым стандартам. Сюда за последней помощью в некогда русский город Харьков ехали больные со всей страны. Теперь ехать не будут. Некуда и не к кому. Да и зачем? 

Раковая опухоль распространилась на здоровые клетки всего организма несостоявшегося украинского государства. Русский город Харьков, где успешно лечили рак, теперь сам болен. Болен тяжело. Безнадёжно ли? Нет пока ответа. Но без веры в излечение жить нельзя.

Оцените статью
0.0