Перейти к основному содержанию

Российско-белорусская граница: единое визовое пространство или пограничные зоны?

На границах Брянской, Псковской и Смоленской областей с Белоруссией будет установлена пограничная зона.

На границах Брянской, Псковской и Смоленской областей с Белоруссией с 7 февраля 2017 года будет установлена пограничная зона для «создания необходимых условий охраны государственной границы России». Об этом распорядился директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. В соответствии с приказами главы ФСБ на въездах в погранзону будут установлены предупреждающие знаки; будут также определены места и время пересечения российской границы транспортными средствами и физическими лицами.

Данные меры предприняты в связи с тем, что в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации не выработаны договорённости о едином визовом пространстве, предполагающем единую миграционную политику и единые списки нежелательных лиц. «Учитывая, что у нас нет с Белоруссией оформленной наземной, сухопутной границы, это создает вопросы и возможности для злоупотребления», – заявил 17 января глава МИД РФ Сергей Лавров.

Минск со своей стороны не вводил на практике пограничную зону в трёх областях, граничащих с Россией, сообщил официальный представитель государственного пограничного комитета Беларуси Антон Бычковский. По его словам, все условия для обеспечения пограничной безопасности на границе с Россией созданы. Об этом же говорил президент Беларуси Александр Лукашенко 20 января, делая упор на обсуждение своего решения о введении пятидневного безвизового режима с 80-ю государствами: «Если Россия озаботилась, то я всегда говорю: дай бог вам нести на границе службу так качественно, как это организовано в белорусских пограничных войсках. Им еще очень далеко до того уровня контроля на границах, который имеет Беларусь. Надо спокойно на это реагировать и заниматься своим делом». 

Москва, впрочем, отреагировала на указ белорусского президента о «безвизовой пятидневке для иностранцев» буднично: пресс-секретарь главы российского государства назвал решение Лукашенко «абсолютно внутренним делом Беларуси». Несмотря на это, президента РБ проинформировали о «реакции российских СМИ» (на самом деле после исчерпывающих комментариев Пескова эта реакция была никакой, разве что «Эхо Москвы» посчитало минскую инициативу шагом «политическим – в пику Москве»). Однако же кто-то в Беларуси безусловно заинтересован в том, чтобы именно мнение «Эха Москвы» подавалось Александру Лукашенко под видом точки зрения российских медиа.

Формально Беларусь усилила границу с Россией ещё в сентябре 2014 года: указом президента № 433 вдоль белорусско-российской границы введена пограничная зона. На деле же это сделано не было. В ноябре минувшего года о необходимости дополнительного контроля на белорусско-российской границе упомянула официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Резко возросли риски, связанные с террористическими, миграционными вопросами», – пояснила она.

Лукашенко, утверждая решение на охрану государственной границы Беларуси органами пограничной службы в 2017 году, также отмечал актуальность вопроса о защите рубежей страны в связи с «непростой международной обстановкой, возрастанием террористической опасности в мире, незаконной миграцией, распространением наркотиков, оружия». «Пока не приходится рассчитывать, что в ближайшее время угроз нашей пограничной безопасности станет меньше», – считает президент Беларуси.

Напомним, в 2014 году после указа Лукашенко о введении пограничной зоны вдоль границы с Россией оппозиционная белорусская пресса принялась рассказывать о подготовке полноценной границы с Россией с возможностью её перекрыть в течение 3-5 суток, ссылаясь на информацию о неофициальных штабных учениях пограничного комитета Беларуси. Официально же пресс-служба президента РБ объясняла указ о пограничной зоне с помощью понятных аргументов: «Это позволит создать условия для реализации возложенных на органы пограничной службы задач и функций в рамках этой местности, а также организовать должное взаимодействие с пограничными органами Российской Федерации, направленное на решение задач по выявлению и пресечению транзитной незаконной миграции, наркотрафика и незаконного перемещения через границу товарно-материальных ценностей».

То есть проблема существует, он очевидна и для Москвы, и для Минска: отсутствие единого визового пространства при наличии открытой границы в рамках Союзного государства в условиях изменения международной обстановки заставляет обе стороны предпринимать меры для защиты каждого из государств от возможных угроз. Путей решения здесь два: либо укреплять сотрудничество в Союзе, либо вводить пограничные зоны. 

Пока, к сожалению, ситуация развивается по второму варианту – с 2014 года по сей день. Однако окно возможностей для создания единого визового пространства остаётся. Именно об этом говорил 17 января министр иностранных дел России: «В принципе, мы уже давно ведем переговоры о единой миграционной политике. Сейчас, я думаю, все эти события требуют ускорить эти разговоры и привести наконец к каким-то результатам».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0