Перейти к основному содержанию

Украину с Бандерой видеть в Европе не хотят

Украина и Польша обречены на болезненное историческое противостояние.

6 февраля 2017 г. лидер правящей польской партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский в интервью журналу Do Rzeczy заявил: «Мы не можем постоянно соглашаться с тем, что на Украине царит культ людей, которые  массово убивали поляков. Трудно было перещеголять в этом деле немцев, но они их перещеголяли. С Бандерой Украина в Европу не войдёт, для меня это очевидно. Мы проявили много терпения, но всему есть границы». 

В ответ группа украинских активистов из т.н. «Чёрного комитета» разместила на заборе посольства Польши в Киеве портрет Бандеры с лозунгом «Наша земля – наши герои!». Незадолго до этого такая же надпись появилась на стене консульства Польши во Львове. 

Избранный Варшавой курс на ужесточение позиции в отношении Киева подтвердил председатель Польско-украинской парламентской группы, сенатор Михал Дворчик: «Если Украина хочет присоединиться к семье европейских государств, с Бандерой это вряд ли возможно».

Действительно, в ходе недавнего визита вице-министра иностранных дел Польши Иоанны Вронецкой в Киев польская сторона подтвердила намерение выделить Украине 30 млн. злотых на реализацию инфраструктурных проектов. Финансовой отдачи Польша от Украины не ждёт, но ожидает благодарности, выраженной иначе, а именно отказом от культа ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в России).

Польские эксперты обращают внимание общества на тот факт, что пантеон героев современной Украины складывается из представителей националистических движений, проявившихся только в ХХ в., в очень сложный и противоречивый период европейской истории. 

Несмотря на то, что можно было бы подыскать менее противоречивых героев из более давних эпох, Киев упрямо вцепился в Бандеру, Шухевича и иже с ними. Независимая Украина движется строго определённым и недвусмысленным идеологическим курсом, представляющим опасность для её соседей, и Польши в том числе. 

По данным социологических опросов компании CBOS, 67% поляков отрицательно оценивают работу сейма, работу сената отрицательно оценивают 53% респондентов. 

При этом отмечен рост на 2% популярности президента Анджея Дуды (54%), а поддержка партии ПиС, ставленником которой является президент, достигла 36%. Это лучший результат среди польских партий (на втором месте «Гражданская платформа» (ГП) - 19%, на третьем – «Кукиз-15» - 12%). 

ГП - главный конкурент ПиС. Недавний лидер ГП Дональд Туск с 2014 г. занимает должность председателя Европейского совета и планирует переизбраться на второй срок, против чего выступает ПиС. Отказ Польши поддержать кандидатуру поляка Д. Туска может быть использовано его конкурентами в борьбе за кресло, и ПиС делает всё, чтобы так и произошло.

Британская Financial Times сообщила о том, что Я. Качиньский в частном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель не исключил того, что Польша потребует ареста Д. Туска с доставкой его на родину. Я. Качиньский намерен предъявить ему обвинения в «моральной ответственности» за смоленскую катастрофу Ту-154 президента Леха Качиньского в апреле 2010 г. Среди других обвинений: лоббирование германских интересов в ущерб польским в экономике и на рынке СМИ, поддержка квот по распределению сирийских беженцев в Польше и т.д.

Ставки высоки. ПиС понимает, что в случае возвращения ГП к власти маятник качнётся в другую сторону и уже будут говорить о привлечении к уголовной ответственности политиков ПиС. 

Украинская тематика активно используется в межпартийном противостоянии ПиС и ГП, и теперь ПиС пытается окончательно изгнать с этого поля своих конкурентов, став монопольным выразителем требований поляков к Украине отказаться от культа ОУН-УПА. 

Учитывая, что самая популярная (после ГП) оппозиционная партия «Кукиз-15» придерживается в своей риторике жёстко антибандеровского курса, ПиС, перейдя к более твёрдой политике в отношении Киева,  в будущем потенциально может рассчитывать на сотрудничество с этой политической силой, оставив ГП почти без союзников. 

В 2018 г. в Польше состоятся выборы в органы самоуправления – ещё один театр военных действий ПиС и ГП. Тот, кто завоюет к этому времени симпатии польского общества, будет иметь больше шансов на победу. Завоевать эти симпатии можно в том числе антибандеровской риторикой. 

Здесь ПиС придётся серьёзно поработать. В восточных воеводствах Польши уровень безработицы выше, чем в центральных и западных, что связано с высокой эмиграцией и наплывом дешёвой рабочей силы с Украины. Польские власти сделали ставку на привлечение украинских работников для покрытия нужд на рынке труда, однако это приводит к замораживанию низкой оплаты труда и способствует ещё большей эмиграции польской молодёжи в Западную Европу. 

Польская пресса пишет о более 800 тысячах украинцев, находящихся на заработках в Польше. ПиС и близкие к ней деловые круги говорят о необходимости привлечь на польский рынок труда в ближайшие десятилетия около 5 млн. украинцев. С наплывом украинцев предсказуемо участились случаи демонстрации в общественных местах символики ОУН-УПА и конфликтов с поляками на националистической почве. 

Это раздражает поляков. ПиС, понимая, что несёт ответственность за сложившуюся ситуацию и чем это может обернуться на выборах 2018 г., берёт на вооружение антибандеровскую риторику, делая посыл обществу: мы открыты к сотрудничеству с украинцами, но они злоупотребляют нашим терпением. 

Даже если за словами Я. Качиньского, М. Дворчика и других польских политиков о недопустимости героизации ОУН-УПА не последует масштабного пересмотра польско-украинских отношений, эти отношения никогда не будут ровными и до конца партнёрскими. Украина и Польша обречены на болезненное историческое противостояние.

Оцените статью
0.0