Перейти к основному содержанию

Генсек ООН готовит противоправный трибунал по Сирии

Создание «механизма» форсировано именно в тот момент, когда начал налаживаться переговорный процесс в Астане и Женеве.

Несмотря на то, что Генеральная Ассамблея ООН, приняв 21 декабря 2016 года резолюцию № 248 о создании специального трибунала по Сирии действовала ultra vires, то есть вышла за переделы своей компетенции, органы ООН, в том числе новый Генсек Антониу Гуттереш, усиленно пытаются вдохнуть жизнь в это незаконное учреждение.

Формально данный орган именуется «Международный беспристрастный и независимый механизм для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию». Искусственные термины («механизм») обмануть не могут: речь идёт об очередном международном уголовном трибунале.

Резолюция ГА ООН № 248 была принята под давлением западных стран после их неудачных попыток протащить в Совете Безопасности несколько резолюций о передаче ситуации в Сирии в Международный уголовный суд (МУС). Тогда 105 государств проголосовали за, 13 против и 52 государства воздержались.

И вот, после того как резолюция была принята, закипела работа по созданию трибунала. Особенно неуёмными активистами выступают на этом поприще верховный комиссар по правам человека Зейд аль-Хусейн и Генсек ООН. Первый обеспечивает пропагандистскую составляющую работы будущего трибунала, второй – кадровую.

Выступая в Совете по правам человека, Зейд Раад аль-Хусейн даже потерял чувство реальности, рассказывая о том, как сирийский режим пытает детей за «антиправительственные граффити», нарисованные на стене школы. «Сегодня вся страна стала «камерой пыток», где царит ужас и абсолютная безнаказанность. Вскоре пойдет седьмой год конфликта, который стал самой страшной катастрофой, развязанной человеком, со времен Второй мировой войны», – вещал главный ооновский правозащитник, сокрушавшийся, что не помогли даже отчаянные призывы народа Алеппо.

Обратим внимание на то, кого верховный правозащитник записал в соучастники «преступлений сирийского режима»: если бы не те страны, которые заблокировали передачу ситуации в Сирии в МУС, заявил аль-Хусейн, то всё уже давно было бы хорошо.

Описание «пыток за граффити» не было простым глумлением над фактами, это была пропагандистская артподготовка для создания нового трибунала. Аль-Хусейн сообщил, что его «офис делает все возможное, чтобы как можно скорее создать Международный беспристрастный и независимый механизм, который будет работать вместе с Комиссией по расследованию, собирать и анализировать свидетельства и готовить подробные досье по каждому подозреваемому с тем, чтобы создать базу для дальнейших судебных процессов».

Пропагандистское обеспечение сопровождается закулисной работой. 9 марта в Гааге состоялась закрытая встреча по подготовке создания трибунала. На встрече были представлены различные западные и прозападные НПО, которые «кормятся» за счет сирийского кризиса, а также государства, известные своей враждебностью к Дамаску. Россия и Сирия приглашены на встречу не были.

Официальная позиция России – непризнание вышеуказанного «механизма» и отказ ему в юридической состоятельности. Решение о создании этой прокурорской по своей природе структуры выходит за рамки полномочий Генеральной Ассамблеи ООН и противоречит Уставу ООН. Судебное преследование, уголовное расследование или содействие уголовному расследованию не относятся к функциям Генассамблеи. Более того, решение по данному вопросу было принято без согласия Сирии и вопреки её воле. Секретариат ООН и лично Генеральный секретарь обязаны учитывать эти обстоятельства, вырабатывая свою линию в отношении пресловутого «механизма».

Недавно Россия направила письмо на имя Генерального секретаря ООН, в котором предупредила его о противоправном характере резолюции. Генеральная Ассамблея никогда не создавала подобного рода механизмы своими решениями. В некоторых случаях она уполномочивала Генерального секретаря провести соответствующие переговоры с заинтересованным государством, при этом ключевым элементом во всех таких случаях являлось предварительное согласие этого государства. Механизмы с функцией расследования или оказания помощи в уголовном расследовании создавались только Советом Безопасности. Создание же сирийского трибунала без согласия Сирии или резолюции Совета Безопасности, принятой в соответствии с главой VII Устава, является грубым нарушением принципов суверенного равенства всех членов ООН и невмешательства в их внутренние дела. Россия отметила, что отсутствие упоминания базового принципа согласия заинтересованного государства в тексте резолюции № 248 не отменяет этого принципа.

Несколько недель назад в ООН разработали дальнейшую программу действий, в частности, прикрепив трибунал не к Гааге, как это предполагалось ранее, а к Женеве. Причина в том, что деятельность создаваемого трибунала поставлена в зависимость от специальной комиссии Совета по правам человека (так называемая Независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике). Последним своим докладом о расследовании нарушений прав человека эта комиссия разразилась в начале февраля. Доклад предлагается в качестве первых обвинительных актов. Стоит вчитаться в некоторые из его утверждений:

«В течение большей части рассматриваемого периода сирийские и российские военные самолеты ежедневно наносили удары по Алеппо, применяя при этом, насколько Комиссии удалось установить, только неуправляемые авиабоеприпасы. К ним относились авиабомбы, ракеты «воздух–земля», кассетные боеприпасы, зажигательные бомбы и самодельные авиабоеприпасы (бочковые бомбы), а также боеприпасы с зарядом промышленных отравляющих веществ, включая хлор.

С июля по ноябрь сирийской или российской авиацией был нанесен ряд ударов по району Аш-Шаар, где находятся детская больница «Аль-Хаким», женская больница «Аз-Захра», больница «Аль-Байян», клиника «Ад-Дакак» и центральное хранилище крови. Поскольку на востоке Алеппо имеется только одна детская больница, многочисленные авиаудары по больнице «Аль-Хаким» резко сократили доступ детей к медицинскому обслуживанию.

Приблизительно в 3 часа утра 28 сентября, незадолго до утренней молитвы, сирийская или российская авиация нанесла удар по хлебопекарне в районе Аль-Маади, когда местные жители уже выстроились в очередь за хлебом. Эта пекарня, которая ранее обслуживала два соседних района и снабжала хлебом почти 6 000 семей, была полностью разрушена.

Между 16 и 17 часами 12 августа в районе Аль-Фирдоус сирийские или российские самолеты нанесли удар по дорожному узлу, на котором располагался овощной рынок. Этот рынок уже пять раз подвергался воздушным бомбардировкам. Примерно через пять минут после налета проправительственные силы пошли на второй заход…»

Отсюда прекрасно виден замысел трибунала по Сирии: неизвестно откуда взявшиеся «следователи», почему-то называющие себя «независимыми» и «беспристрастными», готовятся объявить виновниками трагедии Сирии не только официальный Дамаск, но и Россию…

Тем временем Генсек ООН делает вид, что не понял содержания российского письма, и на всех парах готовит открытие нового трибунала. В первой половине 2017 года Гуттереш планирует назначить прокурора и сотрудников следственного подразделения.

Разместить трибунал хотят в Женеве, для чего на начальном этапе потребуется от 4 до 6 миллионов долларов. Особую озабоченность вызывает при этом принцип «добровольных взносов» для финансирования работы трибунала. Практика известная. С подобными «добровольными взносами» международное правосудие уже встречалось в деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). В своё время на вопрос о том, почему трибунал проводит эксгумации массовых захоронений лишь хорватов и босанцев, но не сербов, тогдашний прокурор МТБЮ Л. Арбур бесхитростно ответила: «За сербов мне не платят». Вот и вся «беспристрастность».

Генсек ООН подчёркивает также, что в последующем государствам - членам ООН будет предложено принять обязательства по многолетнему финансированию «механизма» на себя, а Генеральной Ассамблее как можно скорее вновь рассмотреть этот вопрос.

Создание «механизма» форсировано именно в тот момент, когда начал налаживаться переговорный процесс в Астане и Женеве. Цель учреждения этой незаконной конторы – срыв переговоров о политическом урегулировании долголетнего сирийского кризиса.

Оцените статью
0.0