Перейти к основному содержанию

Глобализация по-китайски на службе национальной инновационной экономики

Бесспорные успехи Китая в создании инновационной экономики обеспечены научно обоснованной государственной политикой.

Последние международные события в Азии с участием Китая показали, что КНР наращивает усилия по внедрению в мировую экономику новых оснований и правил глобализации, стремясь стать в этой области мировым «законодателем мод». Ключевым моментом данной стратегии является для Пекина интенсификация научно-технического сотрудничества и снятие барьеров при обмене техническими инновациями. 

Показательным в этом отношении стал ежегодный Азиатский экономический форум в Боао (провинция Хайнань, КНР), проходивший 23-26 марта 2017 года. И уже 27 марта во время визита китайского премьера Ли Кэцяна в Новую Зеландию было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя странами в развитии инициативы «Один пояс и один путь» (выдвинутая Пекином инициатива объединения проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского шёлкового пути XXI века»). Новая Зеландия стала первой страной в Западном мире, подписавшей такое соглашение. Во время визита Ли Кэцян подтвердил, что Китай ускоренно реализует стратегию экономического развития за счёт инноваций. 

Форум в Боао показал, что экономическая глобализация рассматривается в Пекине как неизбежный результат научно-технического прогресса и одновременно как условие дальнейшего научно-технического, а следовательно, и экономического развития. Вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли, выступая на форуме с основным докладом, призвал азиатские страны «содействовать сбалансированному развитию и реформированию системы глобального экономического управления». 

В целом стимулирование экономической глобализации, но с учётом улучшения управления этим процессом, в том числе по линии обмена достижениями научно-технического прогресса и технологиями, остаётся внешнеполитической стратегией КНР. Эта стратегия прямо связана с задачей перевода самой китайской экономики на путь инновационного развития и увеличения в совокупном ВВП доли продукции высокотехнологичных отраслей и инновационных производств. 

Данный сегмент экономики растёт в Китае непрерывно и опережающими по сравнению с иными отраслями темпами. Согласно данным Национального бюро статистики КНР, объём промышленного производства за первые два месяца 2017 года в высокотехнологичных отраслях промышленности увеличился на 12,6 %, что существенно выше, чем общий рост общего промышленного производства (на 6,3% в годовом исчислении). Инвестиции в основной капитал в высокотехнологичных отраслях выросли на 18,4%. 

Ускорения роста производства в наукоёмкой сфере стремятся добиться в КНР как за счёт использования зарубежных инвестиций, так и за счёт наращивания самостоятельного инновационного потенциала. Китайский интерес к зарубежным инвестициям в области наукоёмких технологий чётко обозначил вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли во время встречи на Боаоском форуме с представителями частного капитала. Этот интерес распространяется на следующие области: 1) сотрудничество в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), 2) привлечение в Китай передовых технологий, 3) привлечение высококвалифицированных специалистов, 4) усвоение управленческого опыта.

А на недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) правительство впервые заявило в своём отчётном докладе о допуске зарубежных инвесторов в область «государственной значимости» – в государственные научно-технические проекты. Это означает, что китайские предприятия с участием зарубежного капитала смогут участвовать в ряде долгосрочных государственных научно-технических программ – и тех, что реализуются с 80-х годов ХХ века (программы "863", "Факел", "Искра"), и тех, которые появились в соответствии с 12-м и 13-м пятилетними планами развития КНР. 

Речь идёт о программах развития научно-технических исследований, нацеленных на повышение конкурентоспособности Китая на стратегически важных в ХХI веке направлениях. К ним в Китае отнесены биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, энергетика, электроника, новые источники энергии.

Одним из ключевых здесь является развитие целой индустрии промышленной робототехники. На сегодняшний день в двадцати провинциях и городах по всему Китаю разрабатываются проекты строительства предприятий робототехнической отрасли в целях стимулирования местной экономики. В 2016 году в КНР было произведено около 72 тысяч промышленных роботов, что на 34.3% больше, чем в 2015 году. 

Вместе с тем китайские компании и сами намерены вкладывать средства в заграничные прибыльные проекты, полезные с точки зрения последующей локализации наукоёмких производств в Китае либо заимствования передовых технологий. Так, в докладе об инвестиционной деятельности Китая за рубежом в 2017 году, опубликованном компанией Deloitte China, отмечается, что в деятельности китайских инвесторов за рубежом акцент будет сделан на поглощении и приобретении предприятий в отрасли "умных" производств, цифровой экономики и новых форм потребления 

Реализуя инновационную стратегию развития своей экономики, Китай нацеливается в первую очередь на создание совместных предприятий с зарубежными партнёрами в области НИОКР, то есть там, где научные исследования перетекают в перспективные технологические разработки в конкретных производствах. Как итог, крупные китайские компании, овладевая всей инновационной цепочкой, ставят разработку новых технологий на поток. А это и есть главное условие технологического, а в перспективе и экономического лидерства Китая. 

В данном отношении примечателен пример совместного китайско-новозеландского Центра исследований и разработок компании Haier-Fisher & Paykel (F&P) в Окленде (Новая Зеландия), посещение которого премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном в ходе его визита в эту страну было выделено в отдельную программу. Центр в Окленде был основан в 2014 году совместно китайской Haier Group с новозеландской F&P – крупнейшей местной торговой маркой бытовой техники. Центр успешно разрабатывает современные модели бытовой техники для сбыта на рынках не только КНР и Новой Зеландии, но и третьих стран. 

Для координации и управления зарубежной деятельностью китайских компаний, например филиалов их предприятий в других странах, в городе Тяньцзинь в марте был создан Союз зон международного сотрудничества в области производственных мощностей в рамках инициативы "Один пояс и один путь". Необходимость в такой координации назрела, так как на данный момент Китай уже создал 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах, расположенных вдоль "Пояса и пути". 

Что важно подчеркнуть в итоге? 

Во-первых, реализуя программы форсированного инновационного развития экономики, Китай ставит задачу повысить конкурентоспособность китайских предприятий на базе высоких технологий и лучшего качества, а не за счёт низкой стоимости продукции. Дело в том, что под влиянием роста стоимости рабочей силы потенциал конкурентоспособности китайских компаний на внешних рынках за счёт дешевизны их продукции уже практически исчерпал себя. Отметим, что руководство КНР очень своевременно отреагировало на изменение внешнеэкономической конъюнктуры вокруг китайского экспорта.

Во-вторых, бесспорные успехи Китая в создании инновационной экономики обеспечены научно обоснованной государственной политикой. К либеральным россказням о «минимальном государстве» здесь никогда не прислушивались. Централизованные и спланированные усилия государства очерчивают пределы рынка, определяя его роль и место на каждом отдельном направлении экономической политики и в каждой конкретной инновационной программе.

Оцените статью
0.0