Праздник Пасхи в Донецке: ждут победную!

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«В четыре часа утра вышла во двор с собакой, а весь город аж гудит от колокольного звона. Даже наш околоток у промзоны отзывается как струна.

Огромная луна подсвечивает аллеи цветущих абрикосов. На первом этаже древний дедушка не спит и курит в балконное окно.

Удивительно непривычно гулять в комендантский час (только сегодня его отменили на одну ночь), слышать во дворах, залитых лунным светом, людские голоса. Все необычно, будто во сне, и что-то в этом есть.

Ночной трамвай вдруг оказывается наполовину полон. И тормозит совсем не на остановке, а у поворота, специально, чтобы выпустить двух бабулек с корзиночками и спешно умчаться дальше. Что за чудеса, думаю я, но вспоминаю, что Пасха. И всё возможно», – пишет в своей ленте Facebook дончанка Евгения Марти.

В республиках особенно ждут эту Пасху. Считается, что именно она будет «победной» после «кровавой» и «голодной» 2015 и 2016 годов. Хотя по счёту войны в Донбассе Пасха нынешняя – уже четвёртая, однако три года назад, 20 апреля (именно на эту дату выпадала Пасха в 2014 году), вооружённый конфликт ещё только зарождался. В день объявления АТО – 14 апреля – под Славянском люди останавливали голыми руками украинские танки, а спустя два дня в соседнем Краматорске военнослужащие ВСУ без боя отдали шесть боевых машин десанта и оружие местным жителям, а ещё десять БМД были заблокированы в посёлке Пчёлкино. К полудню, 17 апреля, незаконно исполняющий обязанности президента Александр Турчинов пообещал парламенту распустить украинскую 25-ю отдельную бригаду воздушно-десантных войск, перешедшую на сторону народного ополчения под Славянском. И оставшиеся БМД из Краматорска были выведены. А под вечер того же дня стало известно, что Верховная рада будто бы разрабатывает меморандум об урегулировании ситуации на востоке Украины. Правда, меморандум так и не появился. Зато в Женеве призвали разоружить незаконные формирования и отказаться от насилия. Уже прозвучали первые выстрелы – в Мариуполе, но ещё казалось, что есть все шансы избежать войны, тем более армия не хотела стрелять в народ, военнослужащие считали чудовищными приказы из Киева.

Настоящим стартом боевых действий в Донбассе украинское руководство считает дату авиаудара по донецкому аэропорту – 26 мая. Так что люди справедливо доверяют подсчётам – именно эта Пасха и есть победная. 

Богослужения в день Светлого Христова Воскресения прошли в 184 православных храмах по всей территории Донецкой народной республики. К сожалению, не распахнёт двери для верующих храм Иверского женского монастыря – он находится совсем близко от донецкого аэропорта, на линии огня. Но неподалёку есть другой, там и встречают праздник местные жители, не покидающие своих жилищ, расположенных в «зоне войны» – до передовой несколько сот метров. Свято-Игнатьевская церковь (Святителя Игнатия Брянчанинова) находится у дороги, ведущей к руинам донецкого аэропорта. До войны сюда ходил городской троллейбус, теперь район, прилегающий к бывшим воздушным воротам Донецка, закрыт для общественного транспорта – слишком опасно. Однако дончане, долгое время ходившие на службы в Свято-Игнатьевскую церковь (она была построена в 1991-1995 годах), нашли способ добраться: кого-то по просьбе священников привёз автобус, кто-то приехал на своём транспорте, большинство же прихожан живут рядом, в посёлке «15-й участок». Это не деревня, а микрорайон Донецка, один из самых обстреливаемых. 

«В сердце войны, в поселке 15-й возле донецкого аэропорта живут люди, потому что это их дом. У детей – детство, у стариков – старость. Каждую ночь – гул и взрывы снарядов. Но для них Бог ближе, намного ближе. Одна женщина узнала, что у меня есть какие-то там смешные проблемы и говорит: «Что же ты раньше молчал? Я про тебя Богу скажу». Такие дела. Будем жить!» – рассказывает донецкий фотограф Антон Баешко. Перед Пасхой он задался целью помочь трапезной Свято-Игнатьевской церкви, где голодного всегда накормят. И вот уже жители Донецкой народной республики собирают чашки, кувшины, кастрюли и сковородки, их друзья в России и на Украине шлют деньги, чтобы заменить прохудившуюся печку и купить холодильник. Все понимают, как важно помочь ближнему во времена тяжких испытаний, выпавших на долю православного Донбасса. Поэтому и трапезную Свято-Игнатьевской церкви люди обустроят, и маленькой прихожанке Даше, живущей в трёхстах метрах от аэропорта, привезут книги и игрушки к Пасхе.

«Несмотря на то, что в нескольких сотнях метров находился донецкий аэропорт, люди не боялись. Их даже не посещала мысль, что в любой момент украинская мина может вонзиться в стену святыни, разбросать смертоносные осколки. Мысли сейчас были не об этом. Люди молились, склонив головы. Маленькие дети послушно выполняли всё необходимое: пели, молились, держали свечи», – пишет о богослужении на Пасху в Свято-Игнатьевской церкви Денис Григорюк, фотокорреспондент из Донецка.

Единственное, с чем не складывается в этот Праздник праздников, как называют его православные, – так это с перемирием. Официально режим прекращения огня действует с четверга Страстной седмицы, но на деле же – это очередное предательство: по многострадальному району у аэропорта Донецка, по городу Ясиноватая и посёлку Васильевка в общей сложности в «пасхальное перемирие» были выпущены 94 мины из орудий калибром 82 и 120 мм. В районе Васильевки расположена насосная станция первого подъема Юго-Донбасского водовода. Она питает фильтровальные станции, обеспечивающие питьевой водой два миллиона жителей ДНР и четырёх районов части Донецкой области, подконтрольной украинскому правительству. 

Но люди верят: Воскресение Христово – праздник Победителя смерти, значит, и у израненного войной Донбасса есть надежда. Переживают за мариупольцев – в родном для Донецка городе запрещён крестный ход на Пасху. Иезуитским способом запрещён: якобы из-за невозможности обеспечить безопасность верующих! «Ситуация, которая складывается в Мариуполе, по информации правоохранительных органов, не дает возможности обеспечить безопасность граждан во время крестного хода, – сообщили мариупольские власти. – От руководства СБУ в Донецкой области в городской совет поступили письма, которые рекомендуют запретить проведение крестного хода в связи с имеющейся информацией о радикально настроенных лицах, которые намерены помешать проведению культового мероприятия». 

Действительно, радикалы потребовали, чтобы православные крестоносцы шли под флагами Украины, УПА и «Правого сектора»: «Если ход всё же состоится, то только с национальными и черно-красными флагами. Чтобы не забыли христиане, в какой стране живут и под какими флагами обороняют воины их мирную Пасху». Однако вместо того чтобы угомонить распоясавшихся бандеровцев, и СБУ, и городская власть Мариуполя, подобно тому, как Иуда предал Христа, предают православных горожан. И тут же глашатаи раскольнического «киевского патриархата», а заодно и униаты объявляют: «Почувствуйте полноту и радость Пасхальных праздников именно в украинских храмах!» Под «украинскими» понимаются храмы, захваченные раскольниками, униатские культовые сооружения, а также постройки, в которых военные капелланы охотятся за душами военнослужащих.

«Бесы!» – говорят дончане о мариупольских раскольниках, сектантах и их покровителях во власти. Сочувствуют православным Мариуполя, терпящим притеснения за веру. Духовная брань – это тоже война. А главное, с той и с другой стороны линии разграничения православные празднуют Воскресение Христово и молятся о воссоединении Донбасса – и территориальном, и духовном. Об изгнании нечисти с родной земли, об избавлении от похитителей, палачей, ловцов душ. О победе над смертью и войной.

Соб. корр. ФСК

Фото Денис Григорюк