Перейти к основному содержанию

Праздник Пасхи в Донецке: ждут победную!

В республиках особенно ждут эту Пасху. Считается, что именно она будет «победной» после «кровавой» и «голодной» 2015 и 2016 годов.

«В четыре часа утра вышла во двор с собакой, а весь город аж гудит от колокольного звона. Даже наш околоток у промзоны отзывается как струна.

Огромная луна подсвечивает аллеи цветущих абрикосов. На первом этаже древний дедушка не спит и курит в балконное окно.

Удивительно непривычно гулять в комендантский час (только сегодня его отменили на одну ночь), слышать во дворах, залитых лунным светом, людские голоса. Все необычно, будто во сне, и что-то в этом есть.

Ночной трамвай вдруг оказывается наполовину полон. И тормозит совсем не на остановке, а у поворота, специально, чтобы выпустить двух бабулек с корзиночками и спешно умчаться дальше. Что за чудеса, думаю я, но вспоминаю, что Пасха. И всё возможно», – пишет в своей ленте Facebook дончанка Евгения Марти.

В республиках особенно ждут эту Пасху. Считается, что именно она будет «победной» после «кровавой» и «голодной» 2015 и 2016 годов. Хотя по счёту войны в Донбассе Пасха нынешняя – уже четвёртая, однако три года назад, 20 апреля (именно на эту дату выпадала Пасха в 2014 году), вооружённый конфликт ещё только зарождался. В день объявления АТО – 14 апреля – под Славянском люди останавливали голыми руками украинские танки, а спустя два дня в соседнем Краматорске военнослужащие ВСУ без боя отдали шесть боевых машин десанта и оружие местным жителям, а ещё десять БМД были заблокированы в посёлке Пчёлкино. К полудню, 17 апреля, незаконно исполняющий обязанности президента Александр Турчинов пообещал парламенту распустить украинскую 25-ю отдельную бригаду воздушно-десантных войск, перешедшую на сторону народного ополчения под Славянском. И оставшиеся БМД из Краматорска были выведены. А под вечер того же дня стало известно, что Верховная рада будто бы разрабатывает меморандум об урегулировании ситуации на востоке Украины. Правда, меморандум так и не появился. Зато в Женеве призвали разоружить незаконные формирования и отказаться от насилия. Уже прозвучали первые выстрелы – в Мариуполе, но ещё казалось, что есть все шансы избежать войны, тем более армия не хотела стрелять в народ, военнослужащие считали чудовищными приказы из Киева.

Настоящим стартом боевых действий в Донбассе украинское руководство считает дату авиаудара по донецкому аэропорту – 26 мая. Так что люди справедливо доверяют подсчётам – именно эта Пасха и есть победная. 

Богослужения в день Светлого Христова Воскресения прошли в 184 православных храмах по всей территории Донецкой народной республики. К сожалению, не распахнёт двери для верующих храм Иверского женского монастыря – он находится совсем близко от донецкого аэропорта, на линии огня. Но неподалёку есть другой, там и встречают праздник местные жители, не покидающие своих жилищ, расположенных в «зоне войны» – до передовой несколько сот метров. Свято-Игнатьевская церковь (Святителя Игнатия Брянчанинова) находится у дороги, ведущей к руинам донецкого аэропорта. До войны сюда ходил городской троллейбус, теперь район, прилегающий к бывшим воздушным воротам Донецка, закрыт для общественного транспорта – слишком опасно. Однако дончане, долгое время ходившие на службы в Свято-Игнатьевскую церковь (она была построена в 1991-1995 годах), нашли способ добраться: кого-то по просьбе священников привёз автобус, кто-то приехал на своём транспорте, большинство же прихожан живут рядом, в посёлке «15-й участок». Это не деревня, а микрорайон Донецка, один из самых обстреливаемых. 

«В сердце войны, в поселке 15-й возле донецкого аэропорта живут люди, потому что это их дом. У детей – детство, у стариков – старость. Каждую ночь – гул и взрывы снарядов. Но для них Бог ближе, намного ближе. Одна женщина узнала, что у меня есть какие-то там смешные проблемы и говорит: «Что же ты раньше молчал? Я про тебя Богу скажу». Такие дела. Будем жить!» – рассказывает донецкий фотограф Антон Баешко. Перед Пасхой он задался целью помочь трапезной Свято-Игнатьевской церкви, где голодного всегда накормят. И вот уже жители Донецкой народной республики собирают чашки, кувшины, кастрюли и сковородки, их друзья в России и на Украине шлют деньги, чтобы заменить прохудившуюся печку и купить холодильник. Все понимают, как важно помочь ближнему во времена тяжких испытаний, выпавших на долю православного Донбасса. Поэтому и трапезную Свято-Игнатьевской церкви люди обустроят, и маленькой прихожанке Даше, живущей в трёхстах метрах от аэропорта, привезут книги и игрушки к Пасхе.

«Несмотря на то, что в нескольких сотнях метров находился донецкий аэропорт, люди не боялись. Их даже не посещала мысль, что в любой момент украинская мина может вонзиться в стену святыни, разбросать смертоносные осколки. Мысли сейчас были не об этом. Люди молились, склонив головы. Маленькие дети послушно выполняли всё необходимое: пели, молились, держали свечи», – пишет о богослужении на Пасху в Свято-Игнатьевской церкви Денис Григорюк, фотокорреспондент из Донецка.

Единственное, с чем не складывается в этот Праздник праздников, как называют его православные, – так это с перемирием. Официально режим прекращения огня действует с четверга Страстной седмицы, но на деле же – это очередное предательство: по многострадальному району у аэропорта Донецка, по городу Ясиноватая и посёлку Васильевка в общей сложности в «пасхальное перемирие» были выпущены 94 мины из орудий калибром 82 и 120 мм. В районе Васильевки расположена насосная станция первого подъема Юго-Донбасского водовода. Она питает фильтровальные станции, обеспечивающие питьевой водой два миллиона жителей ДНР и четырёх районов части Донецкой области, подконтрольной украинскому правительству. 

Но люди верят: Воскресение Христово – праздник Победителя смерти, значит, и у израненного войной Донбасса есть надежда. Переживают за мариупольцев – в родном для Донецка городе запрещён крестный ход на Пасху. Иезуитским способом запрещён: якобы из-за невозможности обеспечить безопасность верующих! «Ситуация, которая складывается в Мариуполе, по информации правоохранительных органов, не дает возможности обеспечить безопасность граждан во время крестного хода, – сообщили мариупольские власти. – От руководства СБУ в Донецкой области в городской совет поступили письма, которые рекомендуют запретить проведение крестного хода в связи с имеющейся информацией о радикально настроенных лицах, которые намерены помешать проведению культового мероприятия». 

Действительно, радикалы потребовали, чтобы православные крестоносцы шли под флагами Украины, УПА и «Правого сектора»: «Если ход всё же состоится, то только с национальными и черно-красными флагами. Чтобы не забыли христиане, в какой стране живут и под какими флагами обороняют воины их мирную Пасху». Однако вместо того чтобы угомонить распоясавшихся бандеровцев, и СБУ, и городская власть Мариуполя, подобно тому, как Иуда предал Христа, предают православных горожан. И тут же глашатаи раскольнического «киевского патриархата», а заодно и униаты объявляют: «Почувствуйте полноту и радость Пасхальных праздников именно в украинских храмах!» Под «украинскими» понимаются храмы, захваченные раскольниками, униатские культовые сооружения, а также постройки, в которых военные капелланы охотятся за душами военнослужащих.

«Бесы!» – говорят дончане о мариупольских раскольниках, сектантах и их покровителях во власти. Сочувствуют православным Мариуполя, терпящим притеснения за веру. Духовная брань – это тоже война. А главное, с той и с другой стороны линии разграничения православные празднуют Воскресение Христово и молятся о воссоединении Донбасса – и территориальном, и духовном. Об изгнании нечисти с родной земли, об избавлении от похитителей, палачей, ловцов душ. О победе над смертью и войной.

Соб. корр. ФСК

Фото Денис Григорюк

Оцените статью
0.0