С-300: настоящие и фантомные

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новый президент Сербии Александар Вучич явно стремится и в военно-стратегической сфере балансировать между Западом и Востоком. А как иначе рассматривать его последние заявления о желании Белграда приобрести зенитно-ракетные комплексы С-300 у России или Белоруссии? Такое заявление прозвучало всего через несколько дней после переговоров главы Сербского государства с американским конгрессменом Джоном Маккейном, который пообещал Сербии всестороннюю военно-техническую помощь США и одновременно предостерёг Белград от углубления сотрудничества с Россией.

В настоящее время у Сербии имеется широкое пространство для маневрирования в вопросах приобретения современных систем противовоздушной обороны, так как соглашений об этом у Белграда нет ни с одной страной. В том, что касается России, неформальные обсуждения этой темы имели место ещё во времена Слободана Милошевича в 1990-е годы, но тогдашний сербский и югославский лидер ограничился лишь «декларацией о намерениях», не желая идти на конфликт с Западом и, очевидно, стремясь использовать вопрос о поставках Сербии комплексов С-300 в качестве козыря для торга с Соединёнными Штатами и НАТО.

Теперь же этот вопрос приобретает более реальные очертания. «По С-300 нет соглашения, - признал Александар Вучич. - Я упомянул об этом на переговорах с президентом Путиным, и мы разговаривали об этом. Разговаривал об этом и с президентом Лукашенко».

В Москве пока не спешат подтверждать или опровергать информацию о прогрессе на переговорах о поставках в Сербию ЗРК С-300. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков в ответ на вопросы российских и сербских СМИ отметил, что данный вопрос относится к категории «чувствительных», а такие вопросы являются предметом контактов на высшем уровне.

Кроме того, по свидетельству президента Сербии, во время его недавних переговоров с Владимиром Путиным в Москве обсуждались возможные поставки Белграду самолетов МиГ-29 и российской бронетанковой техники.

Важно, что информация об интересе Сербии к российским зенитно-ракетным комплексам появилась на фоне «вбросов» (явно не случайных) в хорватских СМИ о якобы имевших место поставках Россией ЗРК С-300 в Хорватию в обход эмбарго ООН в 1990-е годы. В дискуссию включился и президент Сербии. Он подчеркнул, что после того, как российские власти официально опровергли эти обвинения, тема была исчерпана. Кроме того, как напомнил Вучич, ЗРК С-300 - «не иголка, чтобы их можно было спрятать».

Ранее с заявлением, опровергающим поставки российских ракетных систем в Хорватию в обход эмбарго ООН, выступило Министерство иностранных дел России. Заместитель директора департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства Артем Кожин напомнил, что «Россия неизменно придерживалась своих международно-правовых обязательств, в том числе применительно к режиму эмбарго на поставки вооружений конфликтующим сторонам в ходе югославского кризиса 1991-1995 годов… Считаем данные публикации провокационными, грубо искажающими факты, нацеленными на очернение политики Российской Федерации на Балканах», - подчеркнули на Смоленской площади.

Стало известно также, что «вброс» о поставках российских ЗРК в Хорватию готовился антироссийскими кругами одновременно в Загребе, Киеве и Вашингтоне. Как заметила в связи с этим сербская газета «Политика», путь С-300 «начался на Украине, пролег через Загреб и завершился в США». 

Целью украинских правящих кругов в этом случае было представить Россию злостной нарушительницей правил ООН и «оружейным контрабандистом» с тем, чтобы под этим предлогом свернуть своё участие в минских переговорах по урегулированию ситуации в Донбассе. Хорватия стремилась подорвать российско-сербское сотрудничество в военно-политической сфере. А для определённых кругов в Вашингтоне миф о поставках ЗРК С-300 в Хорватию был использован как возможность усилить давление на президента Дональда Трампа, сыграть на его политических слабостях и заставить занять более жёсткую позицию в отношении России в таких острых вопросах, как ситуация вокруг Сирии, Ирана или КНДР. 

В информационной войне, как известно, все средства хороши, тем более такие мощные, как зенитно-ракетные комплексы. Пусть даже фантомные, появившиеся в результате украинско-хорватско-американской аферы.