Перейти к основному содержанию

Украина решительно не понимает уроки молдавского

Андрей Попов, бывший заместитель министра иностранных дел Республики Молдова (РМ), бывший посол РМ в Австрии и Словакии, а также постпред в ОБСЕ, выступая на пресс-конференции в Киеве, пытался поделиться опытом урегулирования конфликта в Приднестровье. 

Андрей Попов, бывший заместитель министра иностранных дел Республики Молдова (РМ), бывший посол РМ в Австрии и Словакии, а также постпред в ОБСЕ, выступая на пресс-конференции в Киеве, пытался поделиться опытом урегулирования конфликта в Приднестровье. Говорил он на языке, совершенно чужом для постмайданного режима и украинской прессы, поскольку твердил о необходимости сохранения в условиях конфликта «межчеловеческих связей и связей между экономическими агентами». 

«Есть разные фундаментальные подходы к решению конфликта. Одно разграничение – это как нам относиться к конфликтным зонам – как к территориям, которые нужно вернуть для того, чтобы восстановить территориальную целостность, или как к населению, как к реальным людям... И тебе нужно найти ключики к ним. А для этого надо общаться, пытаться понимать, показывать не напускное, а реальное уважение к этим людям. Если думать только о территории, люди вторичны. Другая разница – это инвестировать или ожидать сиюминутного выигрыша. Когда подход инвестиционный, ты рассчитываешь на то, что определенные односторонние уступки, шаги, компромиссы навстречу не обязательно сопровождаются моментальным ответным шагом с другой стороны, но это является инвестицией в улучшение отношений, в повышение доверия к тебе как к партнеру», — говорил Попов.

Правильные слова молдавского политика падали в звенящую пустоту. Вместо поиска «ключиков» к населению ДНР и ЛНР украинская сторона в полночь 25 апреля взяла и отключила от энергетической системы Украины луганчан. Якобы по причине долгов. Учитывая тот факт, что украинское государство после объявления АТО перестало выплачивать на территории самопровозглашённых республик пенсии, зарплаты и социальные пособия, финансировать бюджетную сферу (притом, что налоги многие предприятия продолжали платить в Киев), ещё неизвестно, кто кому задолжал. 

Тем не менее Украина «выключила» Луганскую народную республику. Правда, после ужасов 2014-2015 годов, когда жителям ЛНР из-за обстрелов был отрезан доступ не только к электричеству, но и к питьевой воде, такая «мера воздействия» не стала для местного населения  особо болезненной – к украинской «электроблокаде» успели хорошо подготовиться. Электроэнергию Луганску поставляют ДНР и Российская Федерация. «Используются те схемы распределения, что использовались в 2014 году, когда подача электроэнергии из Украины была невозможна в силу повреждения распределительных сетей. Только теперь причины другие – волевое решение Киева полностью отказаться от Луганщины» – так прокомментировал отключение ЛНР от электричества постоянный представитель республики в Трёхсторонней контактной группе Владислав Дейнего. 

Так что молдавский гость Украины – безнадёжный романтик: вместо ключей к населению мятежных республик у Киева – рубильник. Точно так же в пустоту упали и рассуждения Андрея Попова о том, что необходимо трезво оценивать общественные настроения на неподконтрольных правительству территориях. По его опыту, в Приднестровье людям ближе Россия, нежели Молдова. «Я в декабре был в родном селе моего отца, говорил с молдаванином – у него папа, дедушка молдаване, Республика Молдова в 150 метрах через Днестр. Я на молдавском с ним говорю: «А что ближе, Молдова или Россия?» Он отвечает: «Конечно, Россия» – «Почему?» – «Ну, как почему, вы нас блокируете, что вы нам даете? А Россия нам строит садики, школы, у нас пенсионеры получают надбавку в 10-15 долларов, у нас есть бесплатный газ». Этот парадокс ментальности нужно учитывать», – поделился своими наблюдениями Попов (хотя, надо сказать, никакого парадокса здесь нет).

А дальше молдавский политик сделал заявление совсем уж невероятное для  украинских ушей: «В Молдове около 20% представителей этнических групп. Украинцы формально самые многочисленные – около 8-9%. Вместе с Приднестровьем это почти полмиллиона, 400 тысяч человек. Но и в Приднестровье, и в Республике Молдова у них менталитет по вопросу Крыма – они больше на стороне Российской Федерации. Они формально в паспорте украинцы, а реально они ориентированы на Россию». Шок и трепет!

По мнению Попова, хорошо знающего европейские подходы к урегулированию конфликтов, «решение представляет собой долгий процесс и выработку формулы, в которой ты можешь найти развязки, приемлемые для разных сторон». Он убеждён, что одним из факторов успеха является роль личности, то есть политиков, понимающих, что мандат может закончиться раньше, чем установится мир.  «Всем политикам, которые видят будущее Украины вместе с Донбассом и с Луганском, с Крымом, им нужно быть вместе, прикрывать друг другу спину. На практике происходит по-другому», – сказал Андрей Попов.

Уроки молдавского для нынешней Украины тягостны. Куда более популярны заявления о гетто для русскоязычных граждан Украины и «хорватском сценарии» для Донбасса. Не желает официальный Киев искать ключи к людям, живущим в ЛНР и ДНР. Другое дело – блокады и война. Для «отцов» этой войны, занимающих сегодня главные должности в украинском государстве, неприемлемы советы из Молдавии – ведь они адресованы людям, «которые честно видят будущее». Очень уж мудрёно они звучат для деятелей, подобных главе Совбеза Украины Александру Турчинову, который спит и видит, как с боями «метр за метром, километр за километром, продвигаться на восток».

Впрочем, некоторые на Украине не готовы учить молдавские уроки ещё и потому, что не верят в существование самих молдаван. На днях в эфире львовской телекомпании ZIK один из авторов первой украинской книги на латинице Дмытро Савченко заявил, что «молдаван нет, молдаван придумала советская власть». «Как только Россия потеряла Молдову, она создала Молдову на территории Украины – это Приднестровье и разработала алфавит на кириллице», – заявил сей пан.

Молдавский гость приехал на Украину с благородной целью: показать путь выхода из военного противостояния с Донбассом, путь долгий, предполагающий договорённости и компромиссы, уважение к населению ЛНР и ДНР. Однако Украина решительно не понимает молдавского, даже если он русский.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0