Перейти к основному содержанию

Новая инициатива по Сирии: четыре зоны снижения напряжённости

3 мая в столице Казахстана Астане начался очередной раунд переговоров по межсирийскому урегулированию. Помимо стран-гарантов перемирия и спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры, в них участвуют делегации официального Дамаска и вооружённой оппозиции (19 человек во главе с одним из предводителей «Джейш аль-Ислам» Мохаммедом Аллюшем)... 

3 мая в столице Казахстана Астане начался очередной раунд переговоров по межсирийскому урегулированию. Помимо стран-гарантов перемирия и спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры, в них участвуют делегации официального Дамаска и вооружённой оппозиции (19 человек во главе с одним из предводителей «Джейш аль-Ислам» Мохаммедом Аллюшем). Представители стран-гарантов перемирия в Сирии (Россия, Иран и Турция) обсуждают инициативу России по созданию четырёх зон снижения напряженности в САР, сообщили в МИД Казахстана. 

Одновременно в Сочи прошли переговоры между президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом, в ходе которых важное место заняла сирийская проблематика. Ранее В. Путин обсуждал её с Д. Трампом и А. Меркель. 

На фоне непрекращающихся боевых столкновений на территории Сирийской Арабской Республики перед началом консультаций появилась информация о новых предложениях России.

«Мы получили официальное приглашение в Астану. Получили в устной форме от российской делегации. На данный момент нет ни одного голоса от вооруженных группировок, выступающего против поездки в Астану. Наоборот, они смотрят на новое предложение России как на что-то, что может улучшить обстановку на земле. Нет сильных голосов, возражающих против того, чтобы поехать», – заявил 30 апреля РИА Новости член делегации оппозиционных вооруженных группировок Фатех Хассун. Он также рассказал о новых предложениях России по созданию зон снижения напряженности и размещению на линии соприкосновения контингента из стран, не вовлеченных в нынешние боевые действия в стране: «Есть российские предложения, полезные своей реалистичностью, о соблюдении прекращения огня, создании зон снижения напряженности и привлечении новых международных игроков к этим договоренностям. Предложение России включает введение специальных сил на линии разграничения между режимом и оппозицией, в их основе будут страны, не вовлеченные в текущие боевые действия в Сирии». По словам Хассуна, это значит, что «Россия начала действовать как гарант политического процесса и договорённостей, достигнутых с режимом. И это… требует от международного сообщества большего вмешательства в переговорах в Астане. Если честно, это хорошо». Страны, которые могли бы создать контингент на линии соприкосновения, пока не определены, но «в случае одобрения новых российских предложений будет создана рабочая группа. В её рамках договорятся о странах, которые смогут войти в эту договоренность».

Позже некий источник в сирийской оппозиции со ссылкой на имеющийся у него документ конкретизировал суть предполагаемых российских предложений: «Российская Федерация предлагает создать четыре зоны снижения напряженности в САР: в провинции Идлиб, к северу от города Хомс [очевидно, имеется в виду Растанский анклав. – Ред.], в Восточной Гуте и на юге Сирии. Создаются линии безопасности (линии разграничения) по всей длине границ зон снижения напряжённости во избежание прямого огневого контакта между сторонами сирийского кризиса». Кроме того, на этих линиях Россия предлагает создать блокпосты, чтобы «обеспечить свободный проход без оружия для мирных граждан, доставку гуманитарной помощи» и доступ к коммерции. Помимо блокпостов на линиях разграничения Москва предлагает создать «центры мониторинга для отслеживания соблюдения режима прекращения огня». В противовес заявлению Ф. Хассуна утверждается, что предложения России допускают отправку вооруженных групп от стран-гарантов перемирия (России, Ирана и Турции) для контроля за «наблюдением за режимом прекращения ведения боевых действий». Как следует из текста, Россия также предлагает создать рабочую группу представителей стран-гарантов, призванных «в самые быстрые сроки» представить карты с границами зон снижения уровня эскалации и порядок действий для их организации.

Впрочем, пока ясно далеко не всё. Например, нет согласия по странам, контингенты которых будут обеспечивать безопасность в гипотетических «зонах снижения напряжённости». «Мы все варианты рассматриваем. Хотим, чтобы они были умеренными, независимыми», — сообщил РИА Новости источник в одной из делегаций на переговорах по Сирии в Астане. По его словам, в частности, речь идет об Алжире, ОАЭ, Египте, странах БРИКС, ОДКБ. Но «все друг другу не доверяют» и к согласию прийти сложно. 

Уже в самом начале переговоров в Астане не обошлось без демонстративных шагов представителей сирийской оппозиции. В середине дня источник из оппозиционной среды заявил, что делегация приостановила свое участие в переговорах после выдвижения требований сторонам-гарантам прекратить бомбардировки. Несмотря на попытки МИД Казахстана сгладить напряжённость, представители сирийской оппозиции выступили с обращением к странам-гарантам перемирия, в котором подчеркнули, что создание зон безопасности в Сирии не должно стать альтернативой политическому процессу. Кроме того, боевики потребовали вывода правительственных сил с территорий, занятых после 30 декабря 2016 года, а также (в который уже раз) ухода Башара Асада. Также они выдвинули к сирийским властям ряд заведомо невыполнимых требований, позволяющих предположить, что опять речь идёт о попытке использовать новые инициативы для получения очередной передышки с целью накопления сил и подготовке к весенне-летней наступательной кампании.

Идея о создании зон деэскалации, как рассказал Путин, родилась в ходе обсуждений проблем в Турции, Иране, Сирии. Кроме того, он сообщил, что с аналогичными предложениями выступил Вашингтон, и идея обсуждалась в ходе телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом 2 мая.

Контроль за выполнением перемирия в зонах деэскалации в Сирии является предметом отдельных переговоров. Авиация не будет работать в предполагаемых зонах безопасности при условии отсутствия там военной активности, заявил В. Путин по итогам переговоров с Р. Эрдоганом. «…Если это зона деэскалации, то авиация там тоже работать не будет. При условии, что из этих зон не будет наблюдаться никакой военной активности. Но это все такие тонкие, профессиональные вопросы. Наши министерства обороны, специальные службы находятся в контакте друг с другом и разрабатывают весь этот порядок… Предварительно Россия провела консультации и с Дамаском, и с Тегераном. Мы все исходим из того, что нужно создавать такие механизмы, которые гарантировали бы прекращение кровопролития. И создали бы условия для начала политического диалога».

Так называемая вооружённая оппозиция по-прежнему представлена радикальными исламистскими группировками, притягивающими тысячи джихадистов со всего мира и пользующимися покровительством влиятельных сил. При этом конструктивные оппозиционные силы, настаивавшие на расширении диалога с властями страны (т. н. внутренняя оппозиция), по сути дела, растворились среди наводнивших страну боевиков. 

Остаётся понять, воспользуются ли оппоненты официального Дамаска очередной возможностью не на словах, а на деле, отмежевавшись от террористов и иностранных наёмников, подключиться к процессу национального примирения, или всё останется как прежде.

По материалам СМИ

Фото: Sputnik Казахстан

Оцените статью
0.0