Перейти к основному содержанию

Россия – Япония: экономика сближения

Попытки Москвы и Токио вывести двусторонние отношения из многолетнего застоя важны с точки зрения выстраивания новой эффективной модели отношений между странами в отсутствие полноценного межгосударственного договора между ними.

Серия бесед и переговоров президента России Владимира Путина с лидерами США, Германии и Турции до некоторой степени увела в тень состоявшиеся до этого российско-японские переговоры на высшем уровне. Между тем попытки Москвы и Токио вывести двусторонние отношения из многолетнего застоя важны с точки зрения выстраивания новой эффективной модели отношений между странами в отсутствие полноценного межгосударственного договора между ними. Во-первых, речь идет о потенциально взрывоопасном регионе Восточной Азии с тесным переплетением взаимных территориальных претензий, ядерных амбиций и сложных взаимоотношений расположенных здесь государств. Во-вторых, Россия и Япония пытаются выстроить принципиально новую модель взаимодействия применительно к территориям, статус которых оспаривает одна из сторон. 

Наконец, российско-японское взаимодействие выступает важным составным элементом международной стратегии России в сфере энергетики. Не случайно переговоры лидеров России и Японии в Москве прошли на фоне начала работ в рамках сооружения газопровода «Турецкий поток» у российского побережья Чёрного моря. Укладку труб начало судно Audacia компании Allseas, которая является подрядчиком обеих ниток морского участка газопровода. «Проект реализуется строго по плану, и к концу 2019 года наши турецкие и европейские потребители получат новый надёжный маршрут для импорта российского газа», – подчеркнул председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Именно энергетика, как показали итоги переговоров в Москве японской делегации во главе с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, способна стать ключевым драйвером российско-японских отношений. Происходящее здесь выгодно отличается от действий многих европейских потребителей российских энергоресурсов трезвостью подходов и конкретными экономическими расчётами. Как подчеркнул входивший в состав японской делегации министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко, его страна будет наращивать инвестиции в энергетический комплекс России и планирует увеличить закупки российского газа. «Традиционно Япония покупает большую часть нефти и газа в странах Ближнего Востока. И нас беспокоит эта зависимость, так как этот маршрут очень небезопасен, сопряжен с геополитическими рисками, – подчеркнул министр. – Японские компании уже инвестируют достаточно большие суммы в нефтегазовую отрасль вашей страны. Например, в проектах на Сахалине японские компании занимают одну из ведущих позиций. Что касается освоения газовых месторождения Ямала – там также присутствует японский капитал. Для нас очень важно обеспечить северный маршрут доставки этих энергоресурсов из России в Японию. Это очень важно с точки зрения энергетической безопасности нашей страны. Поэтому я считаю, что инвестиции из Японии будут увеличиваться», – заявил Хиросигэ Сэко и добавил, что Москва и Токио изучают также возможность сооружения совместного газопровода. Предполагается, что источником для финансирования этих масштабных проектов может стать создаваемый в настоящее время российско-японский инвестиционный фонд, учредителями которого станут Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Japan Bank for International Cooperation (JBIC).

«Сегодня Россия и Япония сосредоточили свои усилия на построении новой модели взаимовыгодного сотрудничества, на закладке новых принципов экономического взаимодействия. Еще пару лет назад было трудно представить, что деловые круги наших стран так активно будут планировать реализацию совместных инвестиционных проектов в сфере информационных технологий, фармацевтике, сельском хозяйстве, развитии городской среды, передовых промышленных технологий…» – отмечает председатель Российско-Японского делового совета Алексей Репик. А сегодня всё это становится реальностью.

Активизацию экономического и инвестиционного сотрудничества в качестве средства оздоровления двусторонних политических отношений внимательно отслеживают и в самой Японии, и в других странах. Сближение с Россией как экономическим партнером поможет Японии выстроить отношения с Китаем, полагает профессор токийского Международного христианского университета Стефен Нэйджи. Отметим, что еще в ноябре 2016 года министры экономики и энергетики России и Японии договорились о развитии сотрудничества в ряде проектов, включая совместную добычу нефти и газа на российском Дальнем Востоке, а также взаимодействие в сфере ветроэнергетики и дезактивации АЭС «Фукусима». 

В настоящее время одним из партнёров Японии в энергетическом сотрудничестве с Россией, накопившим богатый опыт совместных проектов, выступает компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи»), главным акционером которой является ПАО «Газпром». «Сахалин энерджи» является оператором проекта «Сахалин-2», нацеленного на создание в регионе масштабной нефтегазовой инфраструктуры по добыче, транспортировке и переработке углеводородов. Компания поставляет на рынок добываемую в Охотском море нефть и сжиженный природный газ (СПГ), производящийся на первом в России заводе СПГ, который построен «Сахалин Энерджи» на юге острова и производит более 4 % мирового объёма СПГ.

Основные покупатели нефти и СПГ, произведенных «Сахалин Энерджи», – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день нефть поставляется в Китай, Японию, Южную Корею, Индонезию, США, Филиппины, Тайвань. Участниками проекта «Сахалин-2» являются компании «Газпром» (50 % + 1 акция), британо-голландская Shell, а также японские Mitsui и Mitsubishi. Кроме того, в планах «Газпрома» – сооружение третьей очереди завода на Сахалине.

Президент России Владимир Путин по итогам своих переговоров с японским премьер-министром 27 апреля подтвердил: «Японский бизнес участвует в разработке нефтегазовых месторождений «Сахалин-1», «Сахалин-2», в строительстве завода сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Говорили с премьер-министром Абэ и о планах совместного возведения газопровода «Сахалин – Хоккайдо», создания морского энергомоста для поставок электричества из России в Японию, кооперации в области возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. Реализация этих перспективных проектов поможет обеспечить японских потребителей дополнительными энергоресурсами по кратчайшим маршрутам и по доступным ценам». 

Заинтересованный подход японских компаний к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере во многом перекликается с аналогичной позицией немецкого и австрийского бизнеса. Это показала состоявшаяся недавно встреча президента России Владимира Путина с генеральным директором, председателем правления австрийского нефтегазового концерна OMV Райнером Зеле. «Могу только подтвердить: на протяжении этих 50 лет мы всегда получали российский газ, мы всегда имели дело с честным партнером и намерены интенсифицировать это сотрудничество. И для нас была большая честь получить приглашение от «Газпрома» приехать в эту прекрасную страну Россию в качестве инвесторов», – подчеркнул на встрече в Кремле Райнер Зеле. Он заявил, что его компания намерена наладить «совместную добычу газа в Сибири и с этой цель начать совместно с «Газпромом» строительство соответствующей инфраструктуры.

Сотрудничество России с другими странами в газовой сфере имеет прочную финансово-экономическую основу. Это касается в том числе финансово-экономических показателей деятельности «Газпрома». Чистая прибыль компании в 2016 году составила 951,6 млрд рублей, увеличившись на 21 %. Как подчеркнул глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе состоявшейся 4 мая беседы с президентом России Владимиром Путиным, «с начала 2017 года поставки на европейский рынок выросли на 15 % по сравнению с аналогичным объемом прошлого года. В абсолютном выражении это 8,6 млрд кубометров газа плюс к объемам прошлого года».

Однако энергетика – лишь одна из перспективных моделей вывода российско-японских отношений на новый уровень. Не менее важной представляется предложенная российской стороной идея совместного экономического освоения Курильских островов. 

(Окончание следует)

Оцените статью
0.0