Перейти к основному содержанию

Немецкая социал-демократия теряет лицо

СДПГ окончательно проиграла завершающий раунд земельных выборов в трёх немецких землях – Сааре, Шлезвиг-Гольштейне и Северном Рейне - Вестфалии. Теперь остались только выборы в бундестаг 24 сентября, однако партия не выглядит способной в них победить. 

«В Мартине Шульце не убеждают ни личность, ни политика»

СДПГ окончательно проиграла завершающий раунд земельных выборов в трёх немецких землях – Сааре, Шлезвиг-Гольштейне и Северном Рейне - Вестфалии. Теперь остались только выборы в бундестаг 24 сентября, однако партия не выглядит способной в них победить. 

Более того, если поражения в небольших Сааре и Шлезвиг-Гольштейне ещё можно было считать тактическими, то удар, полученный СДПГ в Северном Рейне – Вестфалии, крупнейшей по населению (свыше 17 миллионов человек) земле ФРГ, поверг партию в глубокий кризис, обнажив её неспособность в её нынешнем состоянии бороться за федеральную власть. Как сказал видный функционер СДПГ Ральф Штегнер, «на выборах в Руре боксёр СДПГ получил апперкот в печень. Только не понятно, он уже лежит или ещё стоит?».

По условиям политической борьбы в фокусе избирательных кампаний в Германии находятся партийные лидеры, и сегодня уже ясно, что с Мартином Шульцем в роли социал-демократического вождя что-то не так. «В кандидате от СДПГ Мартине Шульце, – пишет влиятельный рупор немецких деловых кругов газета Handelsblatt , – не убеждают ни личность, ни политика».

Насколько серьёзен промах, допущенный социал-демократами, остановившими свой выбор на таком лидере, говорит тот факт, что Северный Рейн – Вестфалия, эта индустриальная кузница Германии, дающая треть её валового внутреннего продукта и треть голосов избирателей, всегда была оплотом СДПГ. За 70 лет, с 1947 года, эта партия лишь однажды проигрывала здесь земельные выборы. А прошлые выборы в 2012 году вообще обернулись для ХДС во главе с Ангелой Меркель сокрушительным поражением.

А вот итоги выборов 2017 года (в сравнении с 2012 годом):

По мнению многих аналитиков, ошибка была заложена в предвыборной программе СДПГ. Партия сделала упор на проблеме роста социальной несправедливости, но не предложила ясной программы борьбы с этим злом. Ошибка оказалась настолько серьёзной, что партия проиграла даже в своём бастионе, который сами социал-демократы называют «сердечной камерой партии». Добавим к этому, что и Мартин Шульц происходит из этой земли.

Ну а что касается победителя выборов Армина Лашета (ХДС), то он является сторонником европейской интеграции, выступает за усиление НАТО, а в кризисе с беженцами слово в слово повторяет позицию Ангелы Меркель. 

После серии таких поражений Мартин Шульц встал перед необходимостью сделать рывок, иначе его шансы ничтожны – не только на этих выборах, но и в политике вообще. Однако он сейчас в положении цугцванга, а это всегда выбор между плохим и очень плохим.

Сегодня СДПГ пожинает плоды своего многолетнего подлаживания под политиков из ХДС/ХСС, которых немцы не зря называют «чёрными». Входя в коалицию с этими партиями, социал-демократы давно ушли от серьёзной борьбы за интересы трудящихся. Для немцев это обернулось увеличением численности обедневших групп населения и ростом эксплуатации работников. Одна из самых кричащих проблем Германии – борьба с безработицей за счёт частичной занятости – социал-демократами, по сути, игнорируется. А частично занятые немцы (среди которых много «новых» граждан ФРГ) получают не только урезанную плату: они получают и урезанные социальные услуги, и урезанную пенсию. Решить эту проблему можно только так, как предлагает Левая партия – путём увеличения налогообложения сверхбогатых и направления дополнительных денег в социальную сферу, но, войдя в альянс с ХДС/ХСС, социал-демократы оказались по другую сторону баррикад. И на выборах 14 мая рабочий Рур дал им ответ. Для горняков и металлургов этого района Германии мамочка Меркель с её жесткой капиталистической арифметикой оказалась милее, чем потерявшая своё классовое лицо социал-демократия.

Сейчас в положении цугцванга вся СДПГ, а не только Мартин Шульц, который, права Handelsblatt, не интересен ни как личность, ни как политик. И организованный вокруг него карнавал мало что дал. Поэтому в партии уже заговорили о необходимости серии «фейерверков» для поднятия престижа. Собирается чрезвычайный съезд СДПГ, который будет решать, как быть дальше. Впрочем, это касается, скорее, неопределённого будущего, чем настоящего. В настоящем социал-демократы ещё могут тешить себя надеждами на «фейерверки», но игра уже сыграна. Раунд земельных выборов закончен, и СДПГ проиграла его вчистую. Осталось лишь переждать отпускной период и идти к урнам 24 сентября, чтобы избрать новый бундестаг. 

Конечно, социал-демократы могут надеяться на то, что «чёрные» опять возьмут их в правительственную коалицию. Только теперь уже – на унизительных условиях. И чем меньше процентов голосов СДПГ наберёт, тем незаметнее будут посты, полученные ею в новом правительстве. 

Да и попадёт ли СДПГ в правительство вообще? Например, в Северном Рейне – Вестфалии ХДС/ХСС в коалиции с ней не нуждается. Ей достаточно будет теперь союза со свободными демократами.

Оцените статью
0.0