Перейти к основному содержанию

Трудности германо-китайского диалога

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль прибыл с официальным визитом в Китай по случаю открытия новой площадки для развития двустороннего диалога - People-to-People Dialog...

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль прибыл с официальным визитом в Китай по случаю открытия новой площадки для развития двустороннего диалога - People-to-People Dialog. Это событие немецкая сторона комментировала подчеркнуто сдержанно. Выступая перед журналистами, Габриэль заявил, что сделаны только первые шаги; «надо быть реалистами» и понимать, что понадобится время, чтобы между обеими сторонами начался «настоящий общественный диалог». Тем самым министр дал понять, что не возлагает особых надежд на это начинание, инициированное китайской стороной. Почему так?

Германо-китайские отношения с 2004 года имеют официальный статус «стратегического партнёрства с глобальной ответственностью». В 2014 г., в ходе визита председателя Си Цзиньпина, этот статус был поднят до «всеобъемлющего стратегического партнерства». С 2011 г. регулярно проводятся двусторонние правительственные консультации. В последнем заседании, состоявшемся в Пекине в июне 2016 г., немецкую делегацию возглавляла канцлер Ангела Меркель. Всего учреждено более 60 различных «диалоговых инструментов», в т. ч. на высшем правительственном уровне, на уровне министерств и ведомств. Заслуживают внимания новые форматы: стратегический диалог министров иностранных дел двух стран по вопросам внешней политики и политики безопасности, а также диалог министров финансов и глав центробанков. По итогам 2016 года Китай впервые стал крупнейшим торговым партнёром Германии: оборот взаимной торговли составил почти 170 млрд евро (для сравнения: аналогичный показатель в торговле с Россией - 48 млрд евро). В то же время Китай – один из немногих партнёров, имеющих в торговле с Германией профицит, т. е. Германия закупает больше товаров, чем продает. И объём этого отрицательного сальдо (17 млрд евро) максимальный в сравнении с прочими торговыми партнёрами. Напротив, в торговле с Францией и США (они соответственно на втором и третьем месте по объему торговли) у немцев положительное сальдо, притом весьма внушительное: соответственно 49 и 36 млрд евро. Аналогичная картина в торговле с большинством европейских партнеров. Напомним, что такая структура внешнеторгового обмена стала объектом критики со стороны Д. Трампа, который потребовал от немецкой стороны принятия мер для снижения существующего дисбаланса. В Германии это требование вписали в длинный список «чудачеств» Трампа, который-де выставляет себя врагом свободной торговли и поборником протекционистских мер. В самом деле, от либерализации торговли такой сильный экспортёр, как Германия, пока в выигрыше – зачем же ей менять существующий порядок?

Другой вопрос, устраивает ли саму Германию немалое отрицательное сальдо в торговле с Китаем. Похоже, при всей непоколебимой уверенности в конкурентоспособности немецких товаров такое положение дел постепенно начинает немцев раздражать. Вот конкретный пример. Немцы вложили немалые средства в развитие солнечной энергетики. Немецкие фирмы по производству фотобатарей не выдержали конкуренции с производителями из Китая и его соседей по региону. В 2012 г. большинство немецких компаний обанкротились и уже не смогли подняться на ноги. Рассуждения о высоком качестве отечественной продукции не были услышаны немецким покупателем, который сделал выбор в пользу китайцев, чьи товары оказались предпочтительнее по соотношению цены и качества. Подобная судьба угрожает теперь и немецким производителям ветротурбин, со все большим трудом удерживающим лидерство на мировом рынке. Из таких «кирпичиков» и складывается отрицательный баланс в торговле с Китаем.

Недовольство китайской экспансией обретает в Европе уже зримые формы. Так, Ангела Меркель и её британская коллега Тереза Мэй не воспользовались приглашением устроителей форума «Один пояс, один путь», который проходил в середине мая в Пекине. За этим отказом видится плохо скрываемое недовольство успехами Китая по продвижению своего проекта, особенно если припомнить, что амбициозный транспортный проект TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), который в начале 90-х годов инициировал Европейский союз, в итоге неприметно сошёл на нет.

На форуме в Пекине немецкая делегация, пусть и не столь представительная, всё же присутствовала. А игнорировать китайскую инициативу People-to-People Dialog немецкой стороне ещё труднее: ведь партнёры предлагают продвижение в той сфере, где прежде задавали тон сами немцы (речь идет об организации встреч между представителями культуры, СМИ и гражданского сообщества). Ещё в 1999 г. был заключён договор о диалоге по вопросам правового государства, ежегодные встречи в рамках этого диалога продолжаются, но, видно, впредь Китай уже не намерен лишь выслушивать поучения. И европейцам, в том числе немцам, приходится принимать новые условия игры. Скажем, немецким политическим фондам, работающим в Китае (это связанный с ХДС Фонд Аденауэра и с ХСС - Фонд Зайделя), пришлось пройти перерегистрацию по принятому в 2016 г. закону, регулирующему деятельность иностранных НКО. Когда во время диалога по правам человека Великобритании и Китая англичане принялись критиковать закон, китайские представители сообщили, что НКО, считающие новые положения чрезмерным бременем, могут покинуть Китай. Теперь немецкие фонды не торопятся снять с себя новое бремя: Зигмар Габриэль поблагодарил китайскую сторону за успешное прохождение фондами регистрации.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0