Перейти к основному содержанию

Выбор Монголии

Какой бы выбор ни сделал монгольский народ 26 июня, стране выгодно дальнейшее развитие сотрудничества с её соседями, углубление связей с ШОС. Монголии нужен взвешенный лидер, нацеленный на решение назревших экономических задач, поддержание стабильности в обществе, не ангажированную внешнюю политику.

26 июня в Монголии состоятся президентские выборы, которые определят главу государства на следующие 4 года. В конце июня срок полномочий второго мандата действующего президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа истекает. 

Выборы проходят на фоне значительных экономических проблем, с которыми столкнулась страна. Ещё в 2011 году рост ВВП Монголии составил рекордные 11,3%, но к 2016 году в результате падения мировых цен на металлы и уголь, сокращения импорта монгольских товаров Китаем, просчётов в экономической политике темпы роста снизились до 1%. Общий объём внешней задолженности Монголии превысил 24 млрд долл., что составляет 200% (!) ВВП. Экономика страны оказалась в преддефолтном состоянии. 

Всего в Монголии зарегистрированы 26 политических партий, но только три из них по итогам выборов 2016 года в Великий государственный хурал (ВГХ) являются парламентскими и, соответственно, обладают правом выдвижения кандидатов в президенты. 

На последних выборах убедительную победу одержала оппозиционная Монгольская народная партия (МНП), получившая 65 мест из 76. Демократическая партия (ДП) понесла существенные потери, завоевала всего 9 мест в парламенте и, перестав быть правящей, перешла в оппозицию. Помимо этих двух партий, одним местом в ВГХ располагает Монгольская народно-революционная партия (МНРП) и ещё одно место у независимого депутата. 

Кандидатами в президенты от трёх парламентских партий выдвинуты: от МНП – председатель партии, председатель Великого государственного хурала Монголии, бывший премьер-министр Миегомбын Энхболд; от ДП – известный политик и бизнесмен Халтмаагийн Баттулга; от МНРП – известный общественный и профсоюзный деятель Сайнхуугийн Ганбаатар. 

Особенностью настоящих выборов является то, что кандидаты в президенты были обязаны представить в Центральную избирательную комиссию аудиторское заключение о том, насколько их предвыборные программы соответствуют «Концепции устойчивого развития Монголии – 2030», принятой парламентом в 2016 году. 

Программы всех трёх кандидатов носят выразительные названия. Программа М. Энхболда опубликована под стихотворным девизом, который можно перевести как «Жить и работать в соответствии с желаниями и стремлениями народа». Х. Баттулга назвал свою программу «Сильная Монголия», С. Ганбаатар – «Начало великого похода». 

О программе М. Энхболда дают представление названия её пяти основных разделов: 1) "Национальное единство и монгольская национальная гордость", 2) "Ответственная, справедливая, стабильная власть", 3) "Монгол и монгольские ценности", 4) "Средний класс – созидатель богатства", 5) "Национальная безопасность и внешняя политика". Основой обеспечения национального единства, по убеждению М. Энхболда, является верховенство закона, справедливость, равное распределение национальных богатств. В государственной политике кандидат обещает «последовательно противостоять влиянию узких политико-бизнес-группировок, во главу угла… ставить интересы народа». Для современной Монголии данное обещание чрезвычайно актуально.

В экономике М. Энхболд предлагает снизить одностороннюю зависимость от горнорудной промышленности, развивать другие промышленные отрасли, сельское хозяйство, туризм, энергетику, внедрять передовые технологии, формировать конкурентоспособный средний класс, интенсифицировать реализацию программы «Экономический коридор». Важное место в программе занимают вопросы национальной безопасности, оборонной политики, модернизации вооружения и техники, кибербезопасности, охраны природной среды, снижения загрязнения атмосферы, воды, почв. 

Приоритетами предвыборной программы Х. Баттулги определены: обеспечение национального единства и национальных интересов; обеспечение справедливости; восстановление экономики, развитие промышленности; обеспечение экологического баланса; защита родной земли, начало новой эпохи в области экспорта; поддержание равноправных внешних отношений. 

Х. Баттулга предлагает разработать национальную политику, направленную на прекращение разделения общества на противостоящие группы, сочетать ценности традиционной кочевой и городской цивилизаций, совершенствовать принципы парламентаризма, государственного управления и местного самоуправления. 

Большой раздел предвыборной программы Х. Баттулги посвящён соблюдению прав и свобод человека, поддержке образования, культуры, искусства, науки, охране здоровья, социальной защите и помощи семье, помощи престарелым, женщинам, детям, молодёжи, животноводам и земледельцам. Х. Баттулга обещает прекратить практику массовых увольнений государственных служащих по результатам выборов, а в случаях, если установлено, что государственный служащий связан с коррупцией, имеет офшорные счета и/или конфликт интересов, привлекать его к строгой ответственности, отстранять от должности, заставлять возместить убытки. 

В экономическом плане в программе Х. Баттулги предлагаются превращение экономики в многоопорную, развитие инновационной промышленности.

В программе кандидата от МНРП С. Ганбаатара сделан акцент на обеспечении единства слов и дел политиков, находящихся у власти, на ликвидации безработицы и бедности, на верховенстве высших интересов народа, на повышении человеческой ценности монголов. С. Ганбаатар считает, что «сегодня самой актуальной проблемой в Монголии являются расхождения между предвыборными обещаниями партий и практикой их реализации после выборов». Рост различий между богатыми и бедными, отмечается в программе С. Ганбаатара, чреват утратой социальной стабильности. Особое недовольство граждан вызывает вывод состояний в офшоры. С. Ганбаатар предлагает вернуть в страну все средства, размещённые на офшорных счетах и обеспечить гражданам получение равной доли от природных богатств страны. 

В области внешней политики ориентиры М. Энхболда и Х. Баттулги во многом совпадают (в предвыборной программе С. Ганбаатара внешнеполитический раздел отсутствует). И М. Энхболд, и Х. Баттулга выступают за продолжение «многоопорной» внешней политики, за обеспечение коренных национальных интересов Монголии политико-дипломатическими средствами. Отдельные пункты их программ об отношениях с соседями – Россией и Китаем – предусматривают дальнейшее углубление стратегического партнёрства и укрепление традиционных, дружественных, равноправных, добрососедских отношений. Оба кандидата в президенты выступают за продолжение и углубление политики «третьего соседа» (имеются в виду отношения с теми, кто оказывают помощь Монголии, – США, ЕС, Япония, Индия, Республика Корея, Турция), за активное участие Монголии в международных программах и проектах, в том числе в создании Экономического коридора Китай – Монголия – Россия. 

В июне 2016 г. на саммите ШОС в Ташкенте президент России В. В. Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и президент Монголии Ц. Элбэгдорж подписали Программу создания Экономического коридора Китай – Монголия – Россия, который постепенно формируется на основе сопряжения трёх крупных проектов – Евразийского экономического союза (ЕАЭС), китайского «Пояс и путь» и монгольского «Степной путь». 

Монголия является страной-наблюдателем в ШОС. Москва и Пекин неоднократно заявляли о своей готовности поддержать кандидатуру Монголии в случае, если она примет решение о вступлении в ШОС в качестве полноправного члена. В последние годы налаживается сотрудничество между Монголией и ЕАЭС. 

По традиции, сложившейся за последние 27 лет, основная предвыборная борьба идёт между кандидатом от Монгольской народной партии М. Энхболдом и кандидатом от Демократической партии Х. Баттулгой. По прогнозам, наибольшие шансы на успех имеет М. Энхболд, опытный политик, лидер правящей партии, председатель Великого государственного хурала Монголии.

Какой бы выбор ни сделал монгольский народ 26 июня, стране выгодно дальнейшее развитие сотрудничества с её соседями, углубление связей с ШОС. Монголии нужен взвешенный лидер, нацеленный на решение назревших экономических задач, поддержание стабильности в обществе, не ангажированную внешнюю политику.

Оцените статью
0.0