Перейти к основному содержанию

Иракские «народные ополченцы» – кто они?

Основу «Народного ополчения» в Ираке составляют шиитские вооружённые формирования «Бадр», «Асаиб ахль аль-Хак», «Роты мира» и «Кятаиб Хизболла».

Начало

Основу «Народного ополчения» в Ираке составляют шиитские вооружённые формирования «Бадр», «Асаиб ахль аль-Хак», «Роты мира» и «Кятаиб Хизболла».

«Бадр»

Лидером организации «Бадр» (члены этой группировки в целях повышения своей значимости и статуса часто называют её Корпусом) является Хади аль-Амери, личность которого немало даёт для понимания происходящего. 

Хади Фархан Абделла аль-Амери родился в 1954 году в провинции Дияла, в 1976-м окончил Багдадский университет по специальности «статистика». В начале 80-х годов, будучи активным членом оппозиции правящему режиму, он бежал в Иорданию, а затем в Сирию, где вступил в контакт с «Высшим исламским народным советом», который обеспечил его переправку в Иран. Возглавлял военное крыло «Верховного совета исламской революции в Ираке» – террористической организации, созданной в 1982 г. в Тегеране для борьбы с режимом Саддама Хусейна. В годы ирако-иранской войны воевал на стороне Ирана в сухопутных войсках, затем перешёл в органы контрразведки. Принимал участие в допросах и пытках иракских военнопленных, заслужив тем самым особое доверие иранской стороны, после чего окончил командно-штабные курсы КСИР при университете Имама Хусейна.

В 1991 году аль-Амери отвечал за проведение специальных операций на иракской территории. Затем, действуя под псевдонимом Абу Хасан, возглавил ОПГ под названием бригада «Бадр», до 2003 года принял участие в организации свыше 150 террористических актов на территории Ирака. После свержения Саддама Хусейна продолжил действовать в интересах КСИР, курсируя между Ираком и Ираном для установления контроля над силовыми структурами нового Ирака. 

В 2003 г. бойцы «Бадра» установили контроль над некоторыми городами юга Ирака. Самые известные из отрядов группировки на тот момент – бригады «Волк» и «Вулкан» (борьба с силами сопротивления агрессии), а также бригада «Скорпион» (разведка и диверсии). Их основными противниками были сторонники старого режима и «армия Махди» Муктады ас-Садра. Боевики группировки обвинялись в многочисленных убийствах, незаконных арестах и пытках суннитов.

В 2005-2006 годах Хади аль-Амери организовал в системе МВД подразделение по борьбе с оппозицией. В 2006 году при поддержке КСИР создал обширную террористическую сеть по борьбе с американской оккупацией. Наряду с этим аль-Амери выполнял поставленную руководством КСИР задачу по «нейтрализации» членов иранской оппозиционной организации «Моджахедин-э Халк» на территории Ирака. В 2009 г. был избран генеральным секретарем «Бадра» и стал депутатом иракского парламента от блока «Национальный альянс», возглавив комитет по безопасности и обороне. В 2010 году намеревался занять пост министра обороны в правительстве Нури аль-Малики, но в итоге был назначен министром транспорта и коммуникаций. 

По итогам парламентских выборов 2014 года блок «Бадр» получил 22 депутатских мандата. Х. аль-Амери принимал активное участие в формировании нового правительства, вновь претендуя на посты в силовом блоке – министра обороны или внутренних дел. Несмотря на активную поддержку Тегерана – вплоть до ультиматомов Багдаду с требованием такого назначения – был найден компромисс: вместо одиозного аль-Амери МВД возглавил его заместитель по «Бадру» Мухаммед аль-Габбан.

В августе 2014-го Хади аль-Амери лично руководил действиями около 4000 боевиков «Бадра» в провинции Салах эд-Дин в районе Амерли. Сторонник создания отдельного федеративного государства мусульман-шиитов на юге Ирака. Поддерживает тесные рабочие и дружеские отношения с командующим ССО КСИР генералом Касемом Сулеймани.

Имеет гражданство ИРИ. Женат на иранке, которая вместе с детьми проживает в Иране. 

«Асаиб Ахль аль-Хак»

Радикальная шиитская группировка «Асаиб Ахль аль-Хак» (полное название – «Асаиб риджаль Ахль аль-Хак», в переводе – «Лига праведников») была создана в 2004 г. Кейсом аль-Хазали, бывшим ближайшим сподвижником Муктады ас-Садра, после решения последнего распустить «Армию Махди». При этом Кейс аль-Хазали обвинил ас-Садра в предательстве Ирака и шиитских духовных ценностей, в результате чего вчерашние единомышленники превратились в непримиримых врагов.

До вывода оккупационных войск в 2010 г. боевиками «Асаиб» было совершено свыше 6000 вооружённых нападений, на их счету многочисленные ракетно-миномётные обстрелы военных баз, сбитые вертолёты, подрывы бронетехники и т. д. После ухода коалиционных сил из Ирака группировка провозгласила главной целью экспорт идей исламской революции и создание единого шиитского духовного сообщества по иранскому образцу. В 2012 г. боевики этой группировки по призыву командующего силами специального назначения КСИР генерала Касема Сулеймани отправились в Сирию «для охраны шиитских святынь». Там к ним вскоре присоединились бойцы другой иракской шиитской группировки – «Кятаиб Сейид аш-Шухада», а также группы из других формирований «Народного ополчения».

С весны 2014 года, по мере разрастания гражданской войны, отряды «Асаиб» стали активно участвовать в боях против суннитов в северо-западных провинциях Ирака, отличаясь крайней жестокостью. Так, 12 декабря 2014 г. они привезли из г. аль-Ауджа (родной город Саддама Хусейна, провинция Салах эд-Дин) 16 человеческих голов, которые с ликованием публично демонстрировали в Басре.

Численность группировки составляет, по оценкам, 20-25 тыс. человек. Они располагают разветвлённой структурой, включая тренировочные лагеря и базы, офисы в шести крупнейших городах Ирака, а также представительство в Бейруте. Группировка открыла свои религиозные школы в Бейруте и Багдаде, а также по нескольку школ в южных провинциях Ирака – Мейсан, Мусанна, Зи-Кар и Басра.

«Роты мира»

Это военизированная шиитская группировка, представляющая собой боевое крыло движения известного клирика Муктады ас-Садра. Она была создана 11 июня 2014 года после захвата суннитами г. Самарры (провинция Салах эд-Дин) с целью «защиты шиитских святынь». В настоящее время в её состав входят три дивизии четырёхбригадного состава. В каждой бригаде по 4 батальона численностью от 350 до 500 человек, таким образом, общая численность боевых подразделений превышает 20 тысяч. Бойцы этой организации принимали активное участие в боях за г. Джурф ас-Сахр, мечеть Аскари в Самарре и других местах. Её подразделения участвуют также в операции по освобождению Мосула.

Муктада ас-Садр пользуется большим авторитетом на юге Ирака и способен в короткое время организовать массовую мобилизацию своих сторонников. Так, весной 2016 г. по его призыву сотни тысяч сторонников направились в Багдад, где устроили массовые акции протеста, а 30 апреля ворвались в парламент, расположенный в «неприступной Международной зоне» в центре столицы. 

«Роты мира» на параде в Садр-сити, Багдад

«Кятаиб Хизболла»

Эта иракская шиитская группировка (не путать с ливанской «Хизболлой») была создана в 2003 г. для борьбы с интервентами и совершила множество нападений на американские и британские конвои. Несмотря на сравнительно малую численность (в её рядах около 2000 активных членов), она быстро приобрела известность благодаря тому, что одной из первых стала размещать видеозаписи своих атак в Интернете. После вывода оккупационных сил из Ирака и с началом гражданской войны в Сирии туда отправились несколько боевых групп для участия в боевых действиях на стороне законного правительства САР. В создании боевых подразделений принимали участие инструкторы из КСИР, Иран до сих пор оказывает «Кятаиб Хизболле» финансовую и иную помощь, а члены группировки открыто провозглашают себя сторонниками иранского аятоллы Али Хаменеи.

Таким образом, «Народное ополчение» представляет собой реальную политическую и военную силу, готовую и способную серьёзно повлиять на развитие обстановки в Ираке. Многочисленные и хорошо вооружённые группировки народных ополченцев опираются на помощь Ирана, лишь формально признают авторитет власти в Багдаде и открыто обвиняют руководство МО и МВД Ирака в нерешительности. При этом настораживают напряжённость в отношениях ополченцев с курдской пешмергой, а также наличие разногласий внутри ополчения вплоть до противостояния между отдельными группировками. 

Характеристикой новой военно-политической реальности Ирака является то, что «Народное ополчение» может рассматриваться в качестве инструмента борьбы за влияние, способного надолго определить будущее страны.

Заглавное фото: The Spokesman-Review

Оцените статью
0.0